Приветствую Вас Гость | RSS

НИ ДАВНОСТИ, НИ ЗАБВЕНИЯ

Суббота, 27-04-2024, 00:31:44
Главная » 2006 » Ноябрь » 20 » Об увековечении памяти людей в надгробиях
18:54:32
Об увековечении памяти людей в надгробиях
Появление надгробий, созданных для увековечения памяти людей, исторически связано с возникновением могильников, обособленных от поселении. Комплекс таких погребений относится к среднему каменному веку — мезолиту, который существовал около 10—5 тысяч лет до нашей эры.

Примечательно, что человек, создавая еще совсем примитивные каменные орудия труда, уже задумывался не только о хлебе насущном, о проблемах земного существования, но и о вопросах куда более возвышенных, продиктованных чувствами долга и любви к своим предкам, к тем, кто ушел из жизни. И это был очень важный момент в развитии цивилизации, в становлении человеческого самосознания.

Античные могильники обычно называют некрополем (в переводе с греческого — город мертвых), христианские и мусульманские — кладбищем, с захоронением пепла в урнах — колумбарием.

Внешний вид античных надгробий прямо зависел от сословной принадлежности умершего. Богатые, художественно оформленные архитектурные сооружения или произведения скульптуры устанавливались на могилах правителей, других высокопоставленных особ и их родственников. Как известно, первыми мемориальными памятниками были древнегреческие и древнеегипетские саркофаги, пирамиды, затем — гробницы, склепы, мавзолеи и пр., появившиеся у других народов.

Художественный облик надгробий изменялся вместе с развитием искусства, но сами мемориальные произведения всегда оставались частью культуры как древней, так и современной жизни. Например, по рельефам, высеченным на стенах гробницы Тутанхамона, ученые, культурологи сегодня судят о характерных приметах и особенностях развития этой удивительной древней цивилизации,

Большой интерес представляют гробницы древнеегипетской столицы — города Фив. Где была резиденция фараона, стоял главный храм, и возвышались заупокойные царские святилища, в удаленных ущельях вырубались усыпальницы царей и цариц, а на склонах, обращенных к Нилу — гробницы знати. Многие из них являются настоящими сокровищницами произведений искусства.

Стенные росписи и доныне поражают великолепием красок, мастерством композиций, тонкой наблюдательностью древних художников, Отсюда происходят замечательные скульптуры, которыми гордятся музеи различных стран. А усыпальницы Ахетатона — более поздней древнеегипетской столицы — сохранили ценнейшие сведения о людях живших тридцать четыре века тому назад в ныне исчезнувшем городе. Мы можем по изображениям на стенах античных некрополей проследить весь жизненный путь их владельцев узнать об успехах и неудачах, вплоть до характеров и особенностей поведения.

Основным материалом для надгробий был и остается камень — самый крепкий и долговечный элемент природы. А одним из самых распространенных видов надгробного памятника — вертикально установленная плита – стела.

Хотя, как уже сказано, размеры и формы могильных сооружений были и по сей день остаются различными, Среди наиболее крупных по своим размерам особенно известны обелиски, часовни, мавзолеи. Хотя обелиски могут быть и невысокими.

Трудно сказать, где впервые стали устанавливаться на могилах плиты-стелы. В Древней Греции и Северном Причерноморье известны обширные античные некрополи с художественными надгробиями в виде вертикальных плит.

В средневековой Армении памятники подобной формы получили название хачкары, они отличаются богатым и замысловатым резным узором.

Между тем плиточные могилы считаются древним видом оформления погребений в Монголии и Забайкалье конца бронзового и начала железного веков (7—3 вв. до н. э.). Они известны своеобразными каменными ог¬радами (вероятно, это прообразы современных гранитных цоколей) и стелами с изображением галопирующих оленей (их называют оленными камнями).

На Руси надгробные плиты первоначально появились на могилах знати, царей, дворянства — в усыпальницах, в храмах и соборах. При захоронении внутри храма обычно устанавли¬вали как надгробные плиты, так и отдельные каменные гробницы.

Для хранения останков святых в христианской церкви ставились раки. Их делали в форме саркофага, сундука, иногда в виде архитектурного сооружения, украшали различными резными изображениями, драгоценными камнями. Располагалась рака, как правило, на возвышении под балдахином. Многие из них представляют собой произведения искусства, например, серебряная рака Сергия Радонеж¬ского в Троице-Сергиевой лавре (XVI век), рака Александра Невского в Петропавловском соборе (XVIII век).

Крест как символ христианской религии в качестве надгробия появился на Руси с момента ее крещения и по сей день нередко устанавливается на многих русских могилах. Раньше на деревенских погостах обязательно стояли деревянные кресты с перекладиной, позже появилась над ними пологая узкая крыша, тоже деревянная. Встречались и каменные кресты, но гораздо реже, в основном на городских кладбищах, отличавшихся более пышными надгробиями. До сих пор на Донском кладбище Москвы сохранились могилы с каменными крестами.

Распространенным видом надгробия в XVII и XVIII веках были лежащие на земле плиты из обтесанного камня. Они не имели полировки, отличались большой толщиной и резными украшениями. Кроме имени покойного, дат его рождения и смерти, обычно на плите сбоку высекали небольшую эпитафию или строки из Евангелия. Некоторые плиты имели форму гроба, по бокам и на крышке которого выполнялась красивая тонкая резьба. Такой каменный гроб зачастую стоял на резных нож¬ках причудливой формы.

Облик надгробий, имеющих художественную ценность, к XIX веку стал более изысканным, сложным. Над созданием шедевров мемориала трудились такие русские скульпторы прошлого века, как Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос. К этому времени на многих московских кладбищах сформировались некрополи, содержавшие большое количество художественных надгробий.

Всех, кто бывал на Ваганьковском кладбище, останавливает удивительная работа скульптора С.Т. Коненкова из белого мрамора, выполненная на могиле рано умершего собрата по цеху — юного воителя. Она содержит аллегорическое изображение двух лебедей, один из которых пытается поддержать крылом умирающего товарища.

Мастера некрополя стали чаще прибегать к метафоричности изображения, Если первоначально рельефные и скульптур¬ные группы представляли собой в основном плакальщиц, то с годами авторы памятников вводят более сложную символику.

Характерно, что портретная надгробная скульптура наибольшую популярность получила уже в наше время. Такого рода памятники часто можно встретить на Новодевичьем кладбище, где похоронены известные политики, ученые, артисты. Скульптура, выполненная в полный рост человека, воскрешающая его облик в момент деятельности, — отличительная особенность этих памятников.

С течением времени претерпевает изменения и типовое надгробие. В после октябрьский период на могилах чаще стали устанавливать обелиски, имеющие форму сужающегося кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой.

Обелиск — слово греческое, и соответственно, к нам он пришел из Древней Греции. Там была традиция высекать их из целого камня. Позже сооружения такой формы получили признание в Западной Европе, где часто служили памятниками военной славы. Изредка их возводили и в России, но в качестве надгробий стали широко применять только в советский период. Как известно, типовые крашеные обелиски из металла со звездочкой наверху в середине века были непременным атрибутом наших кладбищ. Нельзя сказать, чтобы эта традиция сегодня исчезла совсем.

Задумываясь над тем, каким будет надгробие родного человека, каждый из нас по-настоящему осознает величие гениальных пушкинских строк:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Категория: НОВОСТИ | Просмотров: 2237 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]