|
24-10-2006, 00:54:45 |
В Узбекистане создан информационный портал города Самарканда -Samarkandinfo.uz «Группа энтузиастов, в первую очередь, молодые журналисты, выступили с добрым намерением — создать веб-сайт об одном из древних городов мира — Самарканде», - сообщил руководитель Интернет-проекта Samarkandinfo.uz Тошпулат Рахматуллаев ИА «Press-uz.info» в четверг. По его словам, интернет-проект Samarkandinfo.uz ставит перед собой цель рассказать об истории города, о его архитектурных памятниках, музеях, о достопримечательностях, а также о сегодняшнем дне нашего города. Посетители сайта смогут познакомиться с легендами о Самарканде, традициями и обрядами, национальными изделиями, историческим костюмом жителей региона, словом, со всем тем, что создает своеобразный Самаркандский колорит. Отдельный раздел веб-сайта посвящен 2750-летию Самарканда, который отмечается в 2007 году. Здесь будут представлены археологические и исторические источники, на основе которых ЮНЕСКО приняло решение о праздновании юбилея города. Здесь же подробно будут освещаться все юбилейные мероприятия. «Самарканд – многонациональный город. Здесь проживают представители более 100 наций. Исторически Самарканд был многоконфессиональным. Поэтому мы отдельный раздел назвали «Многонациональный Самарканд». В нем мы рассказываем о деятельности разных конфессий и Национально-культурных центров, об истории возникновения диаспор бухарских евреев, корейцев, иранцев, поляков, немцем, армян и др», - отметил Т.Рахматуллаев. Руководитель Интернет-проекта подчеркнул, что данный проект в отличие от других веб-сайтов, посвященных Самарканду, обновляется ежедневно. Они знакомят посетителей с новостями культуры, спорта, науки, образования. В Самарканде, по праву считающимся вторым после Ташкента культурным и научным центром Узбекистана, происходят события, которые зачастую остаются вне поле зрения СМИ. Посетив Samarkandinfo.uz, вы можете узнать какие международные и региональные мероприятия происходят в городе. А раздел «СМИ» даст представление о работе областных средств массовой информации. Здесь еженедельно дается обзор местных газет. «Мы открыты для сотрудничества. С удовольствием примем интересную информацию о Самарканде и самаркандцах. Если вы находитесь за рубежом, пишите о себе, о своих воспоминаниях, связывание с этим городом, его людьми, а также о бывших его жителях, приобретших добрую славу в определенных сферах деятельности. На днях мы запустили английскую версию нашего проекта, который доступен по адресу: www.samarkandinfo.com», - заключил Т.Рахматуллаев. ИА «Press-uz.info» © 2006 Администрация Press-uz.info Все права защищены. http://www.press-uz.info/ru/print.scm?topicId=2803&contentId=20112
|
Category: НОВОСТИ |
Reads: 3834 | Added by: admin | Rating: 0.0
|
|
|
24-10-2006, 00:43:22 |
Расим Агаев: Франция пошла на поводу сиюминутных политических интересов Принятие нижней палатой парламента Франции законопроекта, согласно которому отрицание Геноцида армян 1915 года в Османской империи является уголовно наказуемым преступлением, вызвало в Азербайджане резкую реакцию на всех уровнях. Мотивы решения французских парламентариев и его возможные последствия в кавказском регионе, а также ряд других вопросов комментирует в интервью ИА REGNUM азербайджанский политолог Расим Агаев: "При оценке решения французских парламентариев нужно исходить из следующего: 1. Турция открыла архивы и пригласила ученых со всего мира, в том числе и из Армении, изучить их и, наконец, разобраться, что же на самом деле произошло с армянами в Османской империи в 1915 году. Как известно, армянские историки отказались от предложения. К величайшему сожалению, парламентарии Франции, страны с фундаментальными демократическими традициями, не выслушав мнение своих ученых-историков, пошли на поводу у сиюминутных политических интересов. Армянские голоса во Франции всегда были в цене. Кто-то может возразить, что там живет примерно по полмиллиона армян и турок. Но армяне являются полноправными гражданами Франции, а турки - всего лишь эмигранты. Разумеется, проживающие во Франции турки ни на рабочем месте, ни в быту не будут соглашаться с утверждениями о том, что они совершили геноцид против армян. Таким образом, новый законопроект, в случае его окончательного принятия, превратится в закон, направленный против, прежде всего, турецкой части населения Франции. 2. Принимая такие масштабные решения, затрагивающие интересы целого народа, европейского государства с великими традициями и богатой историей, нужно было исходить из точного определения геноцида, данного ООН после окончания II Мировой войны. Если бы во Франции перед принятием пресловутого законопроекта сделали бы первое и учли второе, то можно было бы говорить о серьезном, не основанном на сиюминутной конъюнктуре подходе к трагедии, которая произошла с армянами, турками, азербайджанцами и курдами 91 год назад в Османской империи. Я думаю, что Франция подала дурной пример. Завтра армянская диаспора не мытьем, так катаньем начнет пробивать аналогичные резолюции и постановления в прочих странах. Вспомните, как она в начале 80-х годов стала вовлекать в оценку событий 1915 года США, Францию, Италию и ряд других государств с одной единственной целью - доказать, что против армян был совершен геноцид. Но если оперировать историческими категориями, то, к сожалению, практически все великие державы на том или ином этапе совершали массовые преследования, убийства по национальному признаку. Например, Италию можно судить за действия Римской империи, стиравшей с лица земли целые народы. Узбекистан - за действия эмира Тимура. А сколько можно спросить с китайцев, поглотивших массу мелких народностей? Или скажем, с американцев, уничтоживших большую часть индейцев, а остальных - споивших и загнавших в резервации? В конце концов, с той же Франции - за убийства сотен тысяч алжирцев и вьетнамцев. Конечно, французы возразят, что они пролили эти моря крови во время ведения войн. Но и Османская империя вела войну, а армяне, возглавляемые своими генералами, предали ее, перейдя на сторону ее врагов. Я не говорю уже о числе - 1,5 миллиона. Эти цифры взяты из воздуха, они нигде документально не зарегистрированы. Это плод воображения армянских беженцев, публицистов, перекочевавших в опусы историков. Первые "душераздирающие свидетельства" были опубликованы в 1915 году также во Франции. Среди них репродукция знаменитой картины русского живописца "Апофиоз войны", изображающая гору человеческих черепов, которая выдавалась за факт массового убийства армян. Грубыми, примитивными подделками являлись и многие другие "документы", тиражировавшиеся многие годы в Париже. Так уж повелось, что во Франции и некоторых других симпатизирующих Армении странах оперируют не историческими фактами, а слухами и непроверенными журналистскими сообщениями. Политики не слушают даже своих серьезных ученых. В той же Франции ряд известных историков призвал парламент отменить закон о признании геноцида армян в 1915 году. Они педалировали в своем обращении на то, что события, случившиеся тогда, не могут быть однозначно оценены и нуждаются в тщательном исследовании". ИА REGNUM: Итак, Вы думаете давать политические оценки трагедии 1915 года преждевременно и ее должны изучать историки... Преждевременно и неправомерно. Но, главное в другом. Меня поражает нездоровое отношение самих армян к трагедии 1915 года. Отмечу, что сразу после нее их понять было можно. Они потерпели серьезнейшее поражение, их мечта о создании собственного государства, казалось, была тогда навсегда похоронена. Но закончилась Первая мировая война, была создана сначала Араратская Республика, а потом Армянская ССР. Проходило десятилетие за десятилетием, и вместо того, чтобы дать ранам в памяти народа затянуться, вести его к нормальному, светлому будущему, армянские идеологи все больше называли своих соплеменников мучениками, а цифры потерь неуклонно увеличивались. Так называемые духовные лидеры сначала заразили народ национализмом, затем к этому прибавили синдром жертв геноцида. Сейчас у них под понятие геноцида подпадает чуть ли не любая уличная драка, в которой пострадали армяне. В желании во что бы то ни стало представить свой народ в качестве жертвы геноцида право же есть что-то мазохистское. Это тем более озадачивает, что армянские террористы на протяжении длительного времени отстреливали турецких политических деятелей и дипломатов. К сожалению, внешние силы, которые во всем поддерживают Армению, столь же охотно закрывают глаза на жертвы армянского террора. В результате сами армяне уже не хотят, а может, и не могут остановиться и разобраться, что же они натворили. А ведь они устроили этническую чистку сначала в Араратской Республике, потом в Зангезуре, истребив и изгнав полмиллиона азербайджанцев. Затем под давлением армянства в 1948 году советское правительство приняло решение о депортации азербайджанцев из Армянской ССР. Оттуда было выселено около 200 тысяч азербайджанцев. Кстати, после II Мировой войны в результате притязаний армян на турецкие земли (не снятых до сих пор!) были испорчены на многие десятилетия отношения между Турцией и СССР. Напомню, что в нынешней Армении не осталось ни одного азербайджанца и буквально по пальцам можно пересчитать русских и евреев. Сейчас Армения - единственное на постсоветском пространстве этногосударство. Такая же жестокая этническая чистка была устроена армянами в Нагорном Карабахе и других оккупированных азербайджанских территориях. Политический истеблишмент государств, потакающих ей, исходя из их электоральной составляющей или общей христианской веры, не просчитав последствия, подталкивает ее к новым территориальным завоеваниям, к созданию мифической Армении от моря до моря. А чем чреваты такие попытки присоединения части азербайджанских, грузинских, турецких и российских земель, наверное, объяснять не нужно. И, наконец, посмотрите, что сделали идеологи с психикой армян. Некогда жизнерадостный народ сейчас круглый год вспоминает и отмечает одно траурное событие за другим, живет даже не вчерашним днем, а позавчерашними мифами и грядущими иллюзиями. ИА REGNUM: С принятием Турции в Евросоюз, Франция уступает ей свое второе место после Германии и вместе с ним часть политического капитала и экономического веса. Не преследует ли Париж сейчас свои интересы, используя события 1915 года в качестве разменной монеты? Это очевидно. Причем Франция не одна опасается появления в Евросоюзе мощного турецкого государства, которое тут же усилится еще больше. Не будем забывать и об исламском факторе, которым также пугают европейского обывателя. Вспомните, какие препятствия на пути вступления в ЕС чинились Анкаре в течение 40 лет. Сейчас этот процесс только стартовал и, можно быть уверенными, будет всячески торпедироваться целым рядом европейских стран. И несуществующий геноцид армян - одно из самых верных средств для этого. Посмотрите, кто стал в этом году лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Орхан Памук. Причем не за какие-то высокохудожественные достоинства своей книги. Везде подчеркивается другое - "смелость", которая позволила поддержать идею геноцида ему, этническому турку. Хвалят Памука и за "понимание" курдского сепаратизма. Некоторые силы в Европе не понимают, что заигрывания с сепаратизмом к добру не приводят. Это всегда перекройка существующих международно признанных границ, длительная дестабилизация широких геополитических пространств. За примерами далеко ходить не нужно. Это Большой Кавказ, Россия, Югославия. ИА REGNUM: Уже целый ряд азербайджанских политиков и депутатов выступили с заявлениями о том, что после своей однозначной поддержки Армении Франция потеряла моральное право быть соп
...
Читать дальше »
|
Category: НОВОСТИ |
Reads: 1879 | Added by: admin | Rating: 0.0
|
|
|
22-10-2006, 22:11:12 |
Папа римский передал привет мусульманам Папа Римский Бенедикт XVI, выступая в воскресенье перед верующими, поздравил мусульман с завершением рамадана. "Я с радостью посылаю сердечный привет мусульманам всего мира, которые в эти дни празднуют завершение месячного поста, рамадана, и желаю им спокойствия и мира", - цитирует понтифика РИА "Новости". Бенедикт XVI в особенности отметил "тяжелейшее положение" в Ираке, где "множество невинных людей подвергались жесточайшему насилию всего лишь потому, что они были суннитами, христианами или шиитами", и обратился к политическим и религиозным лидерам этой страны, а также к международной общественности с призывом найти решение иракской проблемы. Ватикан впервые в истории опубликовал официальный документ на арабском языке. Это речь представителя Ватикана в ЮНЕСКО, посвященная научным и этическим проблемам, сообщает Reuters. Публикации документа предшествовало заявление на сайте Ватикана, в котором высказывалась необходимость объединения христиан с мусульманами для борьбы с мировым терроризмом. "Диалог между двумя религиями необходим, как никогда", - подчеркивается в заявлении. В сентябре разгорелся масштабный скандал, связанный с лекцией понтифика в университете Регенсбурга в Германии. Бенедикт XVI процитировал строки из письма византийского императора Мануила II Палеолога о пророке Мухаммеде: "Рассматривая то, что нового принес Мухаммед, мы увидим только злое и бесчеловечное, таков его призыв к распространению веры мечом". Выступление папы вызвало волну протестов среди мусульман всего мира. Во многих мусульманских странах прошли массовые акции протеста и были предприняты попытки нападения на христианские церкви и священнослужителей. 16 сентября пресс-служба Ватикана распространила заявление Бенедикта XVI, в котором он признал, что приведенная им цитата была оскорбительной для мусульман, и принес им извинения. 22.10.2006 15:37 http://www.grani.ru/Society/Religion/p.113252.html
|
Category: НОВОСТИ |
Reads: 1790 | Added by: admin | Rating: 3.0
|
|
|
18-10-2006, 13:04:15 |
Армянская диаспора в Узбекистане. Визит духовного пастыря в Андижан.
По приглашению правления Андижанского областного армянского культурно-просветительского центра с первым пастырским визитом в Андижане побывал духовный пастырь армян Центральной Азии священник Геворг Варданян. Он встретился с членами правления и активистами центра, интересовался его работой по возрождению народных армянских обычаев и традиций, планами, причастил к таинству крещения десятки армян разного возраста.
На городском кладбище тер Геворг провел поминальную службу в память обо всех усопших соотечественниках, похороненных здесь, а также по пассажирам аэробуса А-320, погибшим в авиакатастрофе в аэропорту города Адлер.
Наш корреспондент встретился с духовным пастырем для беседы и попросил тер Геворга подробнее рассказать о себе.
– Родился я в древнем армянском городе Эчмиадзине, что в переводе означает «Сошел Единородный». Город этот известен не только армянам в разных частях земного шара, но и любому человеку, хоть немного знакомому с историей религии, как политический, культурный, а затем религиозный и просветительский центр Армении. Сейчас здесь расположены кафедральный собор Сурб Эчмиадзин, Духовная академия, резиденция Католикоса всех армян, Синод Армянской церкви, библиотека и книгохранилище, кельи монашеской братии.
Папа у меня журналист, мама – учительница русского языка и литературы. Отец долгие годы работал в библиотеке Святого Эчмиадзина. Потом был управляющим делами Араратской епархии. Я женат, у меня растут два сына.
– Не отец ли сыграл свою роль в том, что Вы избрали стезю священнослужителя?
– Думаю, что без него не обошлось. В нашем доме всегда останавливались священники, в том числе приезжавшие в Святой Эчмиадзин из-за границы. Я видел, как увлеченно до поздней ночи они работали, слышал, как горячо обсуждали вопросы веры и религии. Все это увлекло меня, и после окончания средней школы я поступил в Севанскую духовную семинарию имени Вазгена I.
После этого был рукоположен в дьяконы и направлен в Москву, где проработал около года, получил сан священника и был отправлен служить настоятелем армянской церкви Сурб Саркис в Красноярск.
Через два года вернулся в Москву и в декабре по благословению главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии епископа Езраса был назначен духовным пастырем армян Центральной Азии, в частности, Ташкента и Самарканда, где сейчас есть приходы.
– Вы часто встречаетесь с армянской диаспорой Узбекистана, других государств Центральной Азии?
– Было бы правильнее сказать «общаюсь». Пока что по телефону, через Интернет. Вы ведь понимаете, что полгода – срок очень небольшой, чтобы успеть встретиться с представителями диаспоры, разбросанной по всем городам этого большого региона. Кроме Ташкента, пока регулярно бываю в Самарканде. И вот впервые приехал в Андижан, чему очень рад.
– Да, за полгода объехать Киргизию, Таджикистан, Казахстан непросто. Но со многими армянами, живущими в Узбекистане, Вы уже успели познакомиться. Отличаются ли они от соотечественников, живущих, например, в России?
– Армянин – он ведь везде армянин. Нас объединяет вера и язык! На протяжении многих веков церковь была их хранительницей. Но если в Америке, например, или во Франции армяне в первую очередь строили церковь, становившуюся для каждого из них центром духовности и просветительства, то в бывших советских республиках в условиях тотальной борьбы с религией таких центров становилось все меньше и меньше. Слава Богу, сейчас все изменилось в лучшую сторону.
Но те жесткие времена не прошли бесследно. На мой взгляд, армяне Узбекистана заметно ассимилировались, забыли, к великому сожалению, многие национальные обычаи и обряды. Встречались мне армяне, прекрасно владеющие узбекским языком, но знающие лишь несколько слов на родном. Я нисколько не осуждаю их за это: прекрасно, что ты знаешь язык и обычаи народа, среди которого живешь. Но почему ты забыл язык и обычаи своих дедов и прадедов? Почему, зная, что 1700 с лишним лет назад твой народ первым в мире принял христианство как государственную религию, ты не знаешь ни одной молитвы, ни одного церковного обряда? Моя главная задача – исправить эту ситуацию. Сделать это очень трудно. Но я благодарен Богу за то, что направлен сюда, ибо в трудностях познаешь не только самого себя, но и окружающих тебя людей.
– Что Вы пожелаете андижанцам?
– Прежде всего, веры, надежды и любви всем, независимо от национальности и вероисповедания. Ведь на них держится все. Знаю, что год назад андижанцы пережили трагедию, и потому желаю еще мира, согласия, взаимопонимания и веротерпимости.
...
Читать дальше »
|
Category: НОВОСТИ |
Reads: 5256 | Added by: admin | Rating: 0.0
|
|
|
16-10-2006, 23:43:13 |
Immigrant Visas. Программа «Визы для иностранцев разных национальностей» DV 2008
Материал взят на сайте Посольства США в Узбекистане.
Ежегодно Программой «Визы для иностранцев разных национальностей» DV предоставляются визы, приравненные виду на постоянное место жительства лицам, которые соответствуют простым, но строгим критериям отбора. Заявители на получение виз по программе DV отбираются путем произвольной компьютерной лотерейной жеребьевки. При этом визы распределяются между шестью географическими регионами, где наибольшее количество виз выделяется на регионы с более низким уровнем иммиграции, и не предоставляются для граждан стран, из которых в США прибыло более 50.000 иммигрантов за предыдущие 5 лет. В рамках каждого региона, ни одна страна не может получить более 7% виз «DV», выдаваемых в течение какого-либо одного года.
Заявители из стран участников, как определено Иммиграционной Службой Департамента Внутренней Безопасности США, подают прошение в Государственный Департамент на получение возможности обращения за одной из 50,000 виз. Только те лица, отобранные посредством произвольной компьютерной жеребьевки и оповещенные Государственным Департаментом смогут получить право на обращение за иммиграционной визой.
Заявки на участие в «DV-2008» не принимаются от уроженцев следующих стран, из которых за последние пять лет в США прибыло более 50.000 иммигрантов:
БРАЗИЛИЯ, КАНАДА, КИТАЙ (уроженцы континентальной части), КОЛУМБИЯ, ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА, ЭЛЬ-САЛЬВАДОР, ГАИТИ, ИНДИЯ, ЯМАЙКА, МЕКСИКА, ПАКИСТАН, ФИЛИППИНЫ, ПЕРУ, ПОЛЬША, РОССИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ и ее зависимые территории (кроме СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ), а также ВЬЕТНАМ. Лица, рожденные в специальном административном округе (САО) СЯНГАН (ГОНКОНГ), САО АОМИНЬ (МАКАО) и ТАЙВАНЕ вправе подавать заявки.
Заявки на участие в Программе «Визы для иностранцев разных национальностей» DV 2008 должны быть поданы в электронной форме с полудня 12.00 по восточному дневному поясному времени (ВДПВ) (ВГВ-4) среда, 4 октября 2006 г. (что приравнивается к 21.00 в Узбекистане) и до полудня 12.00 по восточному стандартному времени (ВСВ), (ВГВ-5), воскресенье, 3 декабря 2006 г (22.00 в Узбекистане). Иструкция по Программе «Визы для иностранцев разных национальностей» DV- 2008 на английском языке находится на следущем сайте: http://www.travel.state.gov/visa/immigrants/types/types_1318.html
Заявители могут получить доступ к электронной анкете Программы «Визы для иностранцев разных национальностей» DV 2008 на сайте www.dvlottery.state.gov в период регистрации. Заявки в бумажной форме не принимаются. Электронная подача заявки для участия в программе DV является бесплатной.
Основную информацию по Программе «Визы для иностранцев разных национальностей» DV 2008 можно получить в Консульском Отделе Посольства США в Узбекистане по следующему телефону: + 998 71 140 22 17 или по электронной почте: tashkentiv@state.gov. Телефонные звонки принимаются по Понедельникам, Средам и Пятницам с 14.00 до 16.00.
Вот оно, прошу знакомиться, "лицо американской национальности".
http://www.dvlottery.state.gov/photo.aspx
Полностью материал на сайте посольства США в Узбекистане
|
Category: НОВОСТИ |
Reads: 2466 | Added by: admin | Rating: 0.0
|
|
|
15-10-2006, 04:17:20 |
2005 © Ассоциация по исследованию еврейских общин, Иерусалим Электронная Еврейская Энциклопедия. Узбекистан. УЗБЕКИСТАН, государство в Центральной Азии. Первые достоверные сведения о евреях на территории современного Узбекистана относятся к 8–10 вв., в то время они жили в находящемся в нижнем течении Аму-Дарьи Хорезмском оазисе, в частности, в столице Хорезма, городе Кят (близ современного города Беруни). В 10 в. в Ферганской долине упоминается населенный пункт Яхудлык (это название можно перевести как «место, обильно населенное евреями»). К середине 12 в. относится сообщение об исчезновении еврейской общины в городе Джаид. В «Книге путешествий» Биньямина из Туделы (вторая половина 12 в.) содержится известие о еврейской общине Самарканда, возглавляемой выборным руководителем — наси. Не позднее первой половины 13 в. евреи появились в Бухаре, а в начале 14 в. им было разрешено селиться в Ургенче (при условии, что численность общины не будет превышать 100 семей; такое же ограничение действовало и в отношении христиан). В 1339 г. Шломо бен Шмуэль составил в Ургенче словарь библейского иврита с комментариями на еврейско-персидском языке — «Сефер ха-мелица». В 16–18 вв. еврейское население Бухарского, Кокандского и Хивинского ханств (они занимали почти всю территорию современного Узбекистана) утратило вследствие политических пертурбаций в регионе контакт с единоверцами в Иране и Афганистане. Его основным центром стал город Бухара, где на рубеже 16–17 вв. возник еврейский квартал (евреям было запрещено селиться за его пределами), во второй половине 18 в. – первой половине 19 в. — еще два. К середине 19 в. евреи жили также в Самарканде (в этом городе еврейский квартал появился в 1843 г.), Карши, Каттакургане, Китабе, Коканде, Маргилане, Ташкенте, Хиве, Шахрисабзе, Хатырчи. В 1840–50-х гг. в Бухарском ханстве поселились евреи, бежавшие из Мешхеда после их насильственного обращения в ислам в 1839 г. До середины 1860-х гг. все евреи, жившие на территории современного Узбекистана, имели статус зимми; нередки были (особенно в 18 в. – первой половине 19 в.) случаи их насильственного обращения в ислам, что вело к появлению многочисленных чала (в Бухаре они составляли до 13% еврейского населения, общая численность которого превышала 11 тысяч человек, а в Самарканде имели особый ряд на городском рынке). Евреи Бухарского ханства занимались преимущественно крашением тканей и шелкоткачеством, как правило, сами продавали продукты своего труда, однако в коммерцию как таковую включались редко. Лишь на рубеже 18–19 вв. они начали финансировать деятельность мусульманских купеческих фирм, поддерживавших деловые связи с Россией, а с середины 1820-х гг. стали самостоятельно торговать с ней (российские власти в 1833 г. разрешили им вступать в купеческие гильдии в губерниях, находившихся за пределами черты оседлости, в 1842 г. допустили бухарских евреев на меновые дворы Оренбурга и Троицка, в 1844 г. — на Нижегородскую ярмарку). Во главе еврейских общин Бухарского ханства стояли калонтары — светские руководители, избиравшиеся пожизненно (формально — всеми взрослыми мужчинами, фактически — нотаблями; результаты выборов утверждались властями, которые могли также сместить калонтара) и представлявшие евреев перед правителем (эмиром). Основной судебной инстанцией общины был бет-дин; торговые, бытовые и мелкие уголовные дела, приговоры по которым можно было вынести без обращения к Галахе, рассматривали калонтары. В Бухаре избирались также ассакалы (от узбекского `аксакал` — `белобородый`, то есть `старец`) — главы двух основных еврейских кварталов (так называемой старой и новой махаллы), считавшиеся помощниками калонтара. Должностные лица не получали постоянного жалования, однако за разрешение тяжб калонтару полагалось вознаграждение. Одной из главных его обязанностей был сбор подушной подати — джизьи (ее платили только зимми); в Бухаре под руководством калонтара действовали 12 калонтарони джизья, занимавшиеся оценкой имущества и доходов еврейских семей и распределявшие их в соответствии с этой оценкой по трем фискальным разрядам (плательщики первого разряда вносили по 48 таньга в год, второго — по 24, третьего — по 12). Всеми духовными делами евреев Бухары ведал муллои калон (главный раввин); под его эгидой находились семь синагог города, хомло (начальное религиозное учебное заведение для мальчиков до 13 лет) и иешива; он возглавлял бет-дин и следил за соблюдением кашрута. Калонтар Бухары считался светским главой всех евреев ханства, а муллои калон — их духовным руководителем. Культурная и религиозная жизнь евреев на территории современного Узбекистана в 16–18 вв. находилась в состоянии упадка; ее возрождение было связано с деятельностью раввина Иосефа Мамона Магриби, уроженца Марокко, прибывшего в Бухару из Цфата в 1793 г. Благодаря его усилиям в Бухаре открылась иешива, ставшая духовным центром бухарских евреев; среднеазиатская (хорасанская) литургия, которой они следовали до раввина Иосефа, уступила место сефардской (см. Сефарды). В 1860-х гг. на территорию современного Узбекистана вторглись русские войска. В 1865 г. они захватили Ташкент, в 1868 г. — Самарканд и Каттакурган, в 1873 г. — Хиву, в 1876 г. — Коканд и Маргилан. Бухарское и Хивинское ханства, лишившиеся значительной части принадлежавших им земель, которые вошли в состав образованного в 1867 г. Туркестанского генерал-губернаторства (с 1886 г. — Туркестанский край), стали российскими протекторатами (соответственно в 1868 г. и 1873 г.), Кокандское ханство было ликвидировано (1876). Поскольку еврейское население региона положительно отнеслось к его переходу под контроль России, а в Самарканде даже помогло русским частям отразить контрнаступление бухарской армии и мусульманских повстанцев, новые власти первоначально рассматривали евреев как единственную лояльную к ним группу местных жителей. В городах, оказавшихся в пределах Туркестанского генерал-губернаторства, — Самарканде, Каттакургане, Ташкенте, Маргилане — евреи были уравнены в правах с мусульманами и освобождены от уплаты джизьи; чала обрели возможность вернуться к иудаизму. Российская администрация сохранила в неприкосновенности систему еврейского самоуправления и лишь ввела в каждой общине должность казенного раввина. В Бухарском и Хивинском ханствах евреи оставались на положении зимми; бухарский эмир взыскал с них почти треть контрибуции, которую он должен был выплатить России. Поскольку по российско-бухарским договорам 1868 и 1873 гг. евреи, остававшиеся подданными Бухарского ханства, имели право беспрепятственно приезжать в Россию, вести на ее территории торговлю и приобретать недвижимость, а в 1866 г. еврейским коммерсантам из Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств, зачисленным в купеческие гильдии, было предоставлено право принимать российское подданство (в 1873 г. власти подтвердили это установление), началось массовое переселение бухарских евреев в Туркестанский край. В Самарканде, где в 1873 г. насчитывалось лишь 168 еврейских домовладельцев, численность бухарско-еврейского населения уже к 1888–89 гг. достигла 3792 человек; в Ташкенте в 1865 г. проживало немногим более 100 бухарских евреев, в 1868 г. — около 200, в 1897 г. — свыше 1300; в Коканде в 1876 г. — шесть (по другим данным — 20), в 1888 г. — свыше тысячи (около 200 семей). Обеспокоенная быстрым ростом численности евреев, российская администрация уже в 1887–89 гг. разделила их на две категории — «туземных» (тех, кто мог доказать, что он сам или его предки жили в городах, вошедших в состав Туркестанского края до его завоевания Россией) и прочих; последних (за исключением купцов, получивших российское подданство в соответствии с установлениями от 1866 и 1872 гг.) стали считать «иностранцами» и, соответственно, лишили всяких прав. В 1892 г. генерал-губернатор Туркестана издал секретный циркуляр, резко ограничивший доступ бухарских евреев (включая чала) на территорию этого края, а в 1900 г., в соответствии с резолюцией Николая II от 20 ноября 1898 г., все «иностранные» евреи получили предписание покинуть пределы России к 1 января 1906 г. (из городов современного Узбекистана им разрешили остаться лишь в Каттакургане). В дальнейшем изгнание было отсрочено до 1909 г., а к списку городов, где «иностранные» евреи имели право жительства, прибавились (во многом благодаря усилиям духовного главы бухарско-еврейской общины Туркестана раввина Шломо Тажера) Самарканд, Коканд и Маргилан; из остальных мест (в частности, из Ташкента) их начали выселять в 1910 г. Тогда же комиссия фон Палена, изучавшая положение в Туркестанском крае, рекомендовала ввести новые антиеврейские ограничения, а генерал-губернатор А. Самсонов публично обвинил евреев в том, что они «грабят народ» и «подделывают документы». Изгнания евреев и армян (успешно конкурировавших с мусульманскими коммерсантами и промышленниками) требовали и исламские реформисты — джадиды.
...
Читать дальше »
|
Category: НОВОСТИ |
Reads: 3274 | Added by: admin | Rating: 5.0
|
|
|
12-10-2006, 16:52:54 |
ЭТНИЧЕСКИЕ КЛАДБИЩА В УЗБЕКИСТАНЕ (Начало)
Захоронения русских, евреев, армян, других национальностей, военнопленных японских, немецких, итальянских солдат. Кладбища в Ташкенте (№1 Боткино, №2 Домбрабад, Минор, Уртасарай), в Фергане, Андижане, Чирчике, Коканде, Бухаре, Самарканде и другие.
Важнейшим этноконфессиональным компонентом быта народов являются кладбища.
В обряде захоронения сохранились наиболее консервативные элементы духовной культуры, архаические черты истории культов. Кладбища различаются, прежде всего, по конфессиональным признакам (мусульманские, христианские, иудейские и др.) с социально-культовым и возрастным вариантами (кладбища "Науканда" у мавзолея Саманидов в Бухаре, суфа Шейбани-хана в Самарканде, фамильная усыпальница Чор-Бакр в Бухаре — для знатных или компактные детские захоронения на ряде мусульманских мазаров), идеологическим (Коммунистическое кладбище в Ташкенте).
В связи с отдельными историческими событиями (захоронения военнопленных первой и второй мировых войн, участки с могилами воинов-интернационалистов), погребения специфического назначения (эпидемического характера, тюремно-репрессивные, с конфессиональными отклонениями) и др.
Более распространены захоронения по религиозному признаку, так как принадлежность к определенной вере определяет и быт, и обряды, в том числе погребальные. Вторыми по значимости после конфессиональных признаков являются этнические. Они присутствуют в материальной культуре и погребальном обряде, и известны еще со времен Авесты. Территория современного Узбекистана всегда была притягательной для многих народов. Этническое разнообразие начало складываться в средние века [1]. В качестве примера можно отметить упоминание о негре-невольнике в самаркандских вакуфных документах XVI в. И при этом здесь не наблюдалось этнически-конфессиональных конфликтов.
Существенную роль сыграло то обстоятельство, что коренное население региона, исповедующее ислам суннитского толка, всегда отличалось толерантностью и доброжелательностью к соседствующим меньшинствам.
И все же этническая обособленность, особенно в связи с религиозной ориентацией, в стране сохраняется. Впрочем, подобное явление характерно для населения всего мира.
Мусульманские Захоронения
С приходом в Среднюю Азию арабов здесь появляются мечети и мусульманские кладбища. Начинают играть важную роль мазары — места погребения святых и особо почитаемых представителей мусульманского духовенства. Пример тому — культово-мемориальные комплексы Шахи-Зинда в Самарканде, Каффаль-Шаши в Ташкенте, Миздахкан в Каракалпакстане и др. В середине XIX в. на мазарах Самарканда и в его округе покоились тысячи святых, часть из них раньше были местами еще доисламских культов. Подобная картина характерна и для других регионов страны.
Кладбища формировались, как правило, на границах городов и поселений, а затем, в связи с разрастанием последних, часто оказывались внутри городской черты. С точки зрения санитарии, в некоторых старых городах ситуация оказывалась просто критической. "К началу XX в. в Бухаре, внутри городских стен, в гуще базаров и жилых кварталов, оказалось 17 кладбищ и за стенами — еще семь. На кладбище Туркиджанды в центре города могильные склепы, наползавшие друг на друга в несколько ярусов, устраивали уже без грунтовых могил, и трупы, заключенные в "сагона", оставались фактически на воздухе. Сотни тысяч могильных склепов подступали к жилищам. В черте города кладбища были на каждом шагу. Мертвые буквально теснили живых. За стенами города кладбища окружали все главные подступы" [2].
Шейхантаурское кладбище — самое популярное святое место Ташкента в XVI в., здесь хоронили местную аристократию. Начало формироваться в пригороде, среди усадеб зажиточных горожан. К началу XX в. это был уже огромный комплекс памятников, включавший купольные ворота, хаузы, мечети, мавзолеи и медресе.
В числе широко известных историко-мемориальных памятников страны — усыпальница кокандских ханов. В 30-е гг. XIX в. была построена мужская усыпальница Дахма-и Шахон. На фамильном кладбище находится мраморная плита надгробия Омар-хана. В 1825 г. Мадалихан воздвиг усыпальницу в память своей матери, жены Омар-хана — Надиры. Вокруг мемориальных построек за полуторавековой период разрослось многоярусное кладбище.
В среднеазиатских городах, помимо пригородных кладбищ, особые захоронения имелись внутри жилых кварталов (махалля). Небольшие мазары подчас теснились и между домами. По сведениям академика М. Е. Массона, в Карши в конце XIX в. отдельные некрополи, иногда с намогильными плитами, встречались даже внутри домов. На участке собственного дома разрешалось хоронить и в позднефеодальное время.
Необычный похоронный обряд с наземным способом захоронения не носит этнического признака. По мнению этнографа Н. П. Лобачевой, нетрадиционная форма могил является отголоском зороастрийской религии. В то же время имеет место и другая, более прагматичная точка зрения, что подобный характер погребения в Хорезме, Бухаре и ряде других районов диктуют интенсивно проступающие здесь грунтовые воды.
Начиная с X в. в Средней Азии развивается традиция хоронить членов семьи на территории огороженного фамильного участка, получившего название "хазира". Нередко на территории погребального комплекса возводились скромные ритуальные постройки. По сведениям ученых Б. Бабаджанова и Л. Некрасовой, хазира особенно широко были распространены в Бухаре и ранее всех появились именно здесь. И в наши дни более или менее зажиточные люди стараются выкупить на кладбищах участки для одной семьи и, по старой традиции, огородить их, обустроить особое место для чтения Корана.
Крупные мазары поддерживались за счет доходов от вакуфных владений, и в богоугодное дело колониальные власти Туркестана не вмешивались. Не было резких изменений в политике Советской власти по отношению к исламу в первые годы ее существования. В 1927 г. в Ташкенте по проспекту Фараби было образовано кладбище (пл. 5 га) с приметами нового времени. Здесь похоронены известные государственные деятели — Усман Юсупов, М. Айбек, Гафур Гулям, Абдулла Каххар, Ширин Мурадов, Урал Тансыкбаев, Батыр Закиров. Камалан-мазар основан в XVIII—XIX вв. (пл. 7,3 га). Похоронены: писатель Абдулла Кадыри, поэт Хабиби, драматург и поэт Хуршид. На мазаре Вилоят покоится прах А. Шарафутдинова — автора учебника для узбекских школ "Алифбе".
Однако в 20—50-е гг. прошлого столетия многие известные культово-мемориальные комплексы при перепланировке городов сильно пострадали и сохранились лишь частично. Так, после 1924 г. произошла перепланировка Шейхантаура, он постепенно растворился в ансамбле улицы Навои. В Самарканде было уничтожено известное кладбище святых и ученых раисов — Чакардиза. Памятники этого типа, находящиеся в сельской местности (особенно в горах), оказались в несколько лучшем положении. Очень древнюю основу имеет исторический комплекс Хусам-ата в кишлаке Фудина (XI—XIX вв.) в Кашкадарьинской области (в 15 км от Карши). По данным Л. Ю. Маньковской, святой Хазрети Хусам-ата, умерший в конце XI в., был выходцем из Мекки, проповедовал ислам и стал основателем данного селения.
В северо-западных районах Узбекистана на территориях мусульманских мазаров можно встретить тутовые деревья, которые местные жители почитают, верят, что в деревьях живут души их предков. Возможно, легенда отчасти связана с изменением цвета древесины (в темно-розовый) при надрезе тутовника.
В настоящее время почти не наблюдается различий в погребальных обрядах двух самых больших мусульманских народов в стране — узбеков и таджиков. Хоронят на общих мазарах, но всегда предпочитая фамильные. Особенно этого неписанного правила в Узбекистане придерживаются локальные группы таджиков. Например, таджики Сариасии делятся на две группы. Представители одной из них известны как кухистони — горные. Они проживают в кишлаках Гурут, Шотрут, Карм, Таммуш, Чош и др. Сто лет назад таджики-кухистони делились на родовые группы (авлод) и занимали отдельные территории на кишлачном кладбище.
Выходцы из горных таджикских селений Байсун, Дербент, Сайроб и др. и поныне твердо придерживаются традиции погребать по месту рождения своих предков, даже если придется вести прах из далекого далека. Хоронят на общих мусульманских кладбищах, но приглашают могильщиков таджикской национальности.
С 1854 г. в южной части канала Мулькдор (Турткульский район) отдельными родовыми группами начали оседать туркмены-атинцы. Вполне понятно, что здесь появились и их родовые кладбища. Современные памятники этой группы выглядят так: вокруг могилы одного из старшин племени располагаются могилы рядовых его членов, бросается в глаза "лес" из воткнутых носилок для умерших. И поныне туркменки, идя на похороны, набрасывают на голову скромный бюренджек (или ектан) — халат-накидку.
У каракалпаков родовые мазары в б
...
Читать дальше »
|
Category: НОВОСТИ |
Reads: 3450 | Added by: admin | Rating: 0.0
|
|
|
12-10-2006, 16:46:27 |
ЭТНИЧЕСКИЕ КЛАДБИЩА В УЗБЕКИСТАНЕ (Продолжение)
Захоронения русских, евреев, армян, других национальностей, военнопленных японских, немецких, итальянских солдат. Кладбища в Ташкенте (№1 Боткино, №2 Домбрабад, Минор, Уртасарай), в Фергане, Андижане, Чирчике, Коканде, Бухаре, Самарканде и другие.
Христианские Захоронения
Согласно свидетельствам письменных источников, в Бухарском и Хивинском ханствах российские граждане — пленные и откупившиеся от своих хозяев вольные (правда, не имевшие при этом права возвращаться в свое отечество), проживали уже в конце XVIII —начале XIX в.
Отсюда следует, что здесь должны были функционировать и христианские некрополи. Однако никаких письменных свидетельств и материальных следов их присутствия в крае пока не обнаружено. Первые крупные христианские захоронения в казахстанско-среднеазиатском регионе появляются в период завоевания края Россией. Вначале, как обычно бывает во время военных столкновений, это были братские могилы, разбросанные на местах сражений.
Первый русский некрополь на территории нынешнего Узбекистана появился в 1865 г. на холме Шортепе (восточнее жилмассива Карасу), где 9 мая произошло первое сражение между войсками генерала Черняева и ташкентцами (Кокандского гарнизона). Православный обряд захоронения 25 русских воинов был произведен по всем православным канонам военным священником — протоиереем Андреем Маловым. В последующем здесь организовалось поселковое христианское кладбище, действующее и поныне.
В Ташкенте частично сохранилась часовня на месте братской могилы воинов, павших в 60-е гг. XIX в., которая поставлена вблизи Камаланских ворот, рядом с одноименным мазаром. На окраине Ташкента в 1860-х гг. солдатское кладбище появляется рядом с военным госпиталем. Здесь была построена сырцовая церковка, освященная 30 сентября 1871 г. во имя св. Пантелеймона. 25 июля 1897 г. здесь состоялось захоронение тела графа Н. Я. Ростовцева. В начале XX в. кладбище было закрыто.
Затем братские могилы русских воинов появились по пути продвижения царских войск в глубь Туркестана — в Джизаке и Самарканде (май 1868), а чуть позднее — и на окраине города Карши. Над могилами устанавливались скромные памятники. Ныне многие захоронения того периода перенесены на городские христианские кладбища.
История христианских кладбищ в Узбекистане, по существу, начинается после включения большей части Туркестана в состав Российской империи. Почти 140 лет тому назад здесь возникают первые русские поселения и русские кварталы в городах Ташкенте, Самарканде, Джизаке, Маргелане, Андижане, Коканде и др.
В первые годы христианские некрополи располагались в черте городов, но потом стали переноситься за их границу. Причем выбор места для городских кладбищ не был случайным. Район их размещения продумывался градостроителями, что подтверждают проекты планов русских городов и крупных населенных пунктов.
Содержание и охрана некрополей находилось на городском бюджете. Большие кладбища поддерживали монастыри. На некоторых из них были возведены внушительные православные храмы. Но в большинстве случаев это были часовни. Состоятельные горожане приобретали купчие на землю для семейных склепов и захоронений.
Сельские некрополи своим благолепием не отличались. Чиновник особых поручений (впоследствии известный писатель) В. В. Крестовский, проезжая мимо селения Чиназ, расположенного на старинном тракте Ташкент — Самарканд, в путевом дневнике зафиксировал, что местная церковка "снаружи схожа более на провинциальный склад, чем на церковь", а русское кладбище, где торчат несколько деревянных шестиконечных крестов, обнесено глинобитной стеной.
Туркестанский край к началу XX столетия отличался пестротой состава населения. Необходимо отметить, что хотя православие и было провозглашено официальной религией империи, предпочтения в ней сочетались с веротерпимостью. С приходом российской армии и чиновничества в крае появилось немало лютеран (немцев, прибалтов и др.), католиков (поляков, литовцев, белорусов, украинцев, немцев) и армян-григориан. Некоторые из них (евреи, немцы, поляки, татары и др.), желая стать равноправными туркестанцами, принимали православие. Смертность среди лиц православного вероисповедания отмечалась в метрических книгах здешней приходской церкви по свидетельствам о смерти, выдаваемым врачами. Такого же порядка придерживались армяне-григориане, католики и лютеране.
История славянских диаспор (русской, украинской, белорусской) в какой-то мере нашла отражение в памятниках историко-мемориального характера. Одним из наиболее значительных и уникальных мемориалов является ташкентское кладбище № 1, больше известное в народе под названием "Боткинское" (расположено рядом с ул. Боткина). Улица, ведущая к нему (мимо "Польского костела" и Кадетского корпуса), носила название Дачной. Обширная территория некрополя площадью 40 га разместилась рядом с пригородными землями купца Иванова. Коммерции советник Н. И. Иванов пользовался особым уважением со стороны пастырей Туркестанской епархии, поскольку в течение 25 лет, прожитых им в крае, неоднократно жертвовал значительные средства в пользу Русской православной церкви. Похоронен на Боткинском кладбище, вблизи храма Александра Невского, построенного в период 1902—1905 гг. на средства военного ведомства Туркестанского края. Первым культовым сооружением некрополя является часовня "Всех скорбящих рад осте". Созданное в начале 70-х гг. XIX в. христианское кладбище заметно разрослось. Могильные ограды плотно прилегают друг к другу. В иных местах, особенно в его ядре, сложились многоярусные захоронения. Сохранились могилы видных служителей Ташкентско-Среднеазиатской епархии — митрополитов Никандра и Арсения, архиепископа Гавриила, архимандрита Бориса (Холчева) и потомков канонизированного в святые архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), захоронения Федора Керенского и старого генерала А. П. Востросаблина, могилы видных деятелей науки и культуры — Л. В. Ошанина, Н. П. Остроумова, Н. Г. Малицкого, А. Д. Грекова, В. В. Решетова, А. С. Уклонского, С. В. Стародубцева, Ю. К. Титова, А. В. Алмаатинской, Г. М. Сваричевского, Б. М. Засыпкина, В. А. Шишкина, Н. В. Дмитровского и др.
Изучение планировки новой части Самарканда (начало 1870-х гг.) показало, что первое крупное христианское кладбище города было размещено вблизи оврага Силгарсай, южнее Пайкабадских ворот. До начала XX в. кладбище называлось Солдатским, поскольку первыми здесь были похоронены русские воины. В 1903 г. вновь пробитая кладбищенская улица стала соединять центральную часть города с европейским некрополем. Во второй половине XX в. здесь были похоронены И. И. Умняков, Д. И. Лев, Ю. Н. Алескеров и др. Небольшой погост появился около самаркандской православной церкви святого Георгия.
После взятия Андижана в 1868 г. русскими войсками в районе мечети Намазго, в старой части города, было организовано европейское поселение, в основном казарменного типа. По логике, где-то в границах площади должно было функционировать и небольшое солдатское кладбище, просуществовавшее до строительства нового города в Андижане. Ныне старое военно-городское кладбище, площадью 6 га, граничит с Садовой улицей. В 1898 г. на его территории была поставлена часовня. К сожалению, ее конструкции не выдержали разрушительного землетрясения 1902 г. и она была разобрана. Но остались фотографии молельни.
После завоевания г. Чуста в 1877 г., юго-восточнее города, около Наманганских ворот, вырастает русское поселение с небольшим христианским некрополем. 11 мая 1892 г. на христианском кладбище в Новом Маргелане (ныне г. Фергана) состоялись торжественные похороны молодого французского географа и путешественника Ж. Мартена. Способный ученый, которому не было еще и сорока лет, скончался, возвращаясь из Центральной Азии. За прошедший период на могилу Ж. Мартена много раз возлагались венки от его соотечественников.
На старом христианском некрополе в Коканде похоронен другой француз, но уже местный житель, — Федор Михайлович Женжурист (по деду Жан Жури) — автор книги "Лейшманиоз и история борьбы с ним в Узбекистане", изданной в 1928 г. в Ташкенте.
В 1875—1877 гг. за непокорность царскому правительству исключаются из состава Уральского казачьего войска старообрядцы. Они были принудительно расселены общинами в глухих уголках северо-западных окраин (главным образом в Амударьинском округе). Часть уральских (яицких) казаков прибывала в эти края и самовольно. В результате образовалось несколько локальных центров проживания старообрядцев. Находясь в изолированности, они смогли больше сохранить свою культуру. По сведениям этнографа Е. Э. Бломквист, и в конце 40-х гг. прошлого века погребальный обряд уральцев совершался "по столетиями установленному канону". Они пели старинные похоронные песни. Дети приучались читать псалтырь. В местах большого сосредоточения приверженцев старообрядческого
...
Читать дальше »
|
Category: НОВОСТИ |
Reads: 2316 | Added by: admin | Rating: 0.0
|
|
|
12-10-2006, 16:38:13 |
ЭТНИЧЕСКИЕ КЛАДБИЩА В УЗБЕКИСТАНЕ (Окончание)
Захоронения русских, евреев, армян, других национальностей, военнопленных японских, немецких, итальянских солдат. Кладбища в Ташкенте (№1 Боткино, №2 Домбрабад, Минор, Уртасарай), в Фергане, Андижане, Чирчике, Коканде, Бухаре, Самарканде и другие.
Иудейские Захоронения
В 1989 г. в Узбекистане проживало около 93 тыс. чел. (7 этнических общин), исповедующих иудаизм. Они делятся на евреев-ашкенази (европейских) и евреев яхуди-бухори, или бухарских, которые преобладают в Средней Азии. В конце XVIII в. в духовной жизни бухарских евреев происходят значительные реформы: вводится сефардский ритуал вместо персидского, которым местные евреи пользовались до тех пор.
На землях современного Узбекистана среднеазиатские евреи осели в городах Самарканде, Каттакургане, Коканде, Ташкенте, Шахрисабзе, Кермине, в незначительных количествах в Хиве и Ургенче. Но больше всего их проживало в Бухаре: здесь они селились в трех слободах. Еврейское кладбище, очень древнее, располагалось в сердцевине города. Н. Ханыков в своей книге "Описание Бухарского ханства" (1843.) дает план старой Бухары, на котором обозначены еврейские квартал и кладбище. В настоящее время на нем покоится более 8 тыс. человек. Действуют миква (бассейн для омовения и других процедур) и ханакох-часовня (синагога-молельня), в которой читают "хаккофот" перед захоронением, другие подсобные помещения. Кладбище взято под охрану городских властей как объект культурного наследия.
По закону, где бы иудеи ни жили, у них должно быть свое еврейское о кладбище. Пожертвования на их содержание собирались в синагогах. В них устраивались и поминки по умершим. В исторических документах конца XV—XVI вв. имеется упоминание еврейском квартале в Самарканде. В то же время существуют версии о присутствии семитов в этом городе намного раньше. Яхуди (евреев) хоронили на мазарах Хазрат-и Хызр, называемый евреями "Кадамжойи Ильеху Ханови", Ходжа Даниэль, Ходжа Абди Дарун, Ходжа Абди Берун в селениях Дахмет, Мулиен-и Якум и др.
С 30-х гг. XIX в. популярным становится обширное кладбище, расположенное на юго-восточном склоне городища Афрасиаб. На кладбище возведены ритуальные постройки — Хадар тохара для омовения покойников и хонакох.
На раннем этапе бухарские евреи строго придерживались предписаний иудаизма в похоронной обрядности: не изображать портреты умерших на могильных плитах, не ставить скульптур и перегородок, отделяющие могилы друг от друга. Однако полвека назад этот запрет был нарушен. Не стали соблюдать и другую этническую традицию — захоронение в один ряд пофамильно. На всех надгробиях в центре (сверху) писали две буквы "ПН", означающие "Поним нефеш", то есть "лицо покойного" (или данные об усопшем). Историк М. М. Абрамов, проводивший рекогносцировку бухарско-еврейских некрополей Самарканда и его окрестностей, подметил, что подобная традиция обрывается в конце 20-х гг. прошлого столетия.
Надписи на надгробиях вначале выполнялись на иврите и еврейско-таджикском, а с начала XX в. — и на русском языках. Старые намогильные памятники, изготовленные руками иудейских камнерезов, отличаются изяществом шрифта (ивритского, арабского, латинского и кириллицы). Р. Назарьян пишет, что бухарско-еврейское кладбище на Афрасиабе евреи называют "13-й участок", считая его как бы продолжением жилой махалли, разбитой на 12 участков (в соответствии с числом колен Израилевых).
С 1832 по 1975 гг. на кладбище было зарегистрировано 4294 надгробия, установленных на могилах бухарских евреев, и 729 — ашкенази. Здесь похоронены известные представители бухарско-еврейской общины Я. Н. Гадоев, Ю. Н. Кураев, Ю. И. Элизаров, Б. Калхот, Л. Бабаханов, М. Д. Толмасов и М. Абрамов. Необходимо отметить, что на бухарско-еврейских кладбищах нередко хоронили иудеев из Кыргызстана, выполняя их просьбу быть погребенным на малой родине (в Самарканде или Бухаре).
В Ташкенте, по сведениям А. Н. Добросмыслова, в 60-е гг. XIX столетия насчитывалось не более 100 человек (27 семейств) евреев. Пришли они в край, согласно легендам, четыреста лет тому назад из Бухары. Раввина они никогда не имели, ограничиваясь одним резаком. В городе действовала одна синагога. "Небольшое кладбище за городскими стенами была единственная земельная собственность", — с горечью отмечает автор исторического очерка "Ташкент в прошлом и настоящем". Однако, ради справедливости, надо отметить, что М. Черняев при взятии Ташкента предлагал евреям участок земли для поселения, но они, боясь сартов, это предложение отклонили. Старое бухарско-еврейское кладбище уже давно вошло в черту города и граничит с улицей Фароби. Здесь установлен памятник в честь земляков, погибших в годы второй мировой войны, подведен горящий факел. На погребальном поле имеется отдельная зона, где захоронены горские и грузинские евреи, поскольку их погребальные обычаи подверглись некоторой европеизации.
Когда-то большая община бухарских евреев существовала и в Кермине. Теперь об этом напоминают только камни на кладбище, за которыми продолжают ухаживать на средства американской бухарско-еврейской общины. Территория мемориала утопает в зелени виноградников и яблонь.
В Каттакургане еврейский квартал появился в XVIII в. Некрополь бухарских евреев расположен за городом на возвышении, поскольку близко подходят грунтовые воды. Ныне от небольшой, но активной общины осталось две семьи. Но кладбище находится в хорошем состоянии. Здесь много надгробий из благородных пород камня. Аллеи украшают стенды со стихами поэтов Востока.
В последние годы, когда отток яхуди в Израиль и США резко возрос, в стране была создана Бухарско-еврейская ассоциация, которая разработала концепцию сохранения исторических мест, связанных с многовековым пребыванием в крае иудеев, и следит за ее претворением.
Наплыв русских (европейских) евреев в Туркестанский край совпадает со временем сооружения железнодорожной ветки Оренбург—Ташкент и с развитием торгово-банковской системы в регионе в первые годы XX столетия. К этому периоду относится оформление на христианских кладбищах еврейских карт практически во всех городских центрах русского Туркестана.
Новые некрополи ашкенази появились в Узбекистане во время второй мировой войны (рядом с Боткинским в Ташкенте и по улице Маргеланской в Самарканде и др.) и в первые годы после ее окончания. Тогда города региона приютили около полумиллиона эвакуированных евреев из России. В 1942 г. в его столицу были переведены все службы московской еврейской общины.
В последние годы войны в Ташкенте, в районе Текстильного комбината, разместилось еврейское кладбище двух этнографических групп, разделенных забором, с разными входами. Стерильные кладбища пришлых евреев функционируют в Чирчике, Андижане, Фергане, Коканде, Бухаре и других городских центрах.
До 50-х гг. верующие иудеи старались соблюдать религиозную традицию хоронить раздельно мужчин и женщин. Позднее этот канон подвергся некоторой демократизации. До сих пор на молодом кладбище Домбрабад в Ташкенте еврейское погребальное поле разделено на карты по половому признаку. Но родственники усопших сами решают, соблюдать древнюю традицию или нет. Так, известный археолог Л. И. Альбаум в 1997 г. похоронен рядом со своей супругой Л. Г. Альбаум (кладбище Домбрабад).
В годы второй мировой войны в Узбекистане оказалась большая группа польских евреев-беженцев. Несмотря на поддержку местного населения, тяжелые условия жизни привели к летальному исходу массу польских граждан. Небольшие некрополи польских евреев имелись в Бухаре, Шахрисабзе и Ургенче.
На землях Узбекистана имеется ряд мемориальных мест, связанных с временным пребыванием иностранных граждан в качестве рабочих в трудовых колониях. Тяжкие испытания, выпавшие на их долю в годы двух мировых войн, выдержали не все. Многие навечно остались покоиться на чужой стороне.
Многим посетителям Боткинского кладбища известно монументальное художественное надгробие из бетона, выполненное в непривычном для нас стиле: пятиметровая фигура сфинкса с женским торсом и застывшим в скорби лицом. У его ног преклонил колени солдат в национальной форме. На постаменте начертана надпись на русском и венгерском языках: "Венгерские офицеры погибшим венгерским товарищам". Предположительно памятник относится к 1916—1920 гг. и посвящен жертвам первой мировой войны. На территории данного кладбища в этот же период надгробие было установлено и на месте погребения немецких военнопленных на средства их соотечественников. По рассказам архивариуса Главного управления по охране памятников Министерства культуры республики Н. Ш. Лукашевой (в 1960-е гг.), это была плита из черного камня с печальным текстом, написанным готическим шрифтом на древненемецком языке. К сожалению, местонахождение могилы найти не удалось.
В этой же стороне кладбища компактными группами хоронили и этнических австрийцев — участник
...
Читать дальше »
|
Category: НОВОСТИ |
Reads: 8318 | Added by: admin | Rating: 0.0
|
|
|