Из ада в рай перелетая
Когда-то европейские газеты в захлеб писали о перестройке и демократизации в СССР. Похоже, сегодня пора сдуть пыль с этих полузабытых понятий. Только на этот раз «ветер перемен» дует не над одной шестой, а над Ватиканом. В начале года католический мир был взбудоражен намерением оправдать Иуду Искариота. С него предложено было снять обвинение в предательстве, а вопрос о причинах смерти Христа отдать на откуп непостижимому божественному провидению.
А недавно Ватикан сделал еще одно, не менее сенсационное заявление. Речь идет об отмене понятия «лимб». Это, по католическим воззрениям, первый круг ада, где нет страшных мук, а есть лишь вечная тоска. Обитатели лимба - некрещеные младенцы и добродетельные язычники. Там они безутешно скорбят о недоступном райском блаженстве.
Данте в «Божественной комедии» поместил в лимб греческих и римских поэтов, начиная с Гомера, и предположил, что после смерти сам войдет в их круг как равный. В общем, не самая плохая компания и не самое плохое место. Однако что ни говори, а печать отверженности лежит на этих далеко не худших смертных. Что по нынешним временам, согласитесь, не вполне полит- корректно.
Конечно, «изгнание из рая» некрещеных младенцев (и не только их) иначе как жестокосердием назвать нельзя -против этого, между прочим, еще на заре христианства возражали еретики- пелагиане. Только вот зачем отсекать частицу от надмирных иерархий? Чтобы поправить дело, достаточно пересмотреть ус¬ловия для прохода в райские врата.
Но у священства, как видно, свои резоны, по словам самого Папы Бенедикта XVI, лимб стал порождением «теологической гипотезы», которая не получила достоверного объяснения, -то есть вопрос, оказывается, всегда был дискуссионным. Курс на обновление Святой престол взял еще в 1960-е, после Второго Ватиканского собора. Тогда было принято много разумных ре-шений. Например, церковь публично осудила действия инквизиции и извинилась перед евреями за дискриминацию, а также провозгласила, что «перегородки между церквами не достают до неба».
Однако сегодняшние ново введения граничат с пере смотром доктринальных основ вероучения. Что ж, у такого пересмотра немало сторонников, и они приводят весомые аргументы. Но трудно избавиться от ощущения, что нечто подобное уже однажды происходило в истории. Речь - о Реформации. Как известно, протестанты еще в XVI веке отказались признавать Священное предание, монашество, поклонение святым, благодать церковных таинств и многое другое. Так, идя навстречу общественным потребностям, можно ненароком изобрести велосипед.
Газета для всех «Тасвир». Ташкент. Евгений Белжеларский.
|