Приветствую Вас Гость | RSS

НИ ДАВНОСТИ, НИ ЗАБВЕНИЯ

Среда, 18-12-2024, 13:54:43
Главная » 2009 » Ноябрь » 27 » Религии, распространенные в Узбекистане
21:53:33
Религии, распространенные в Узбекистане

Мусульманская религия в Узбекистане. Ислам, означающий в арабском языке "преданность Аллаху, покорность", является одной из трех мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Ислам возник в начале 7 в. н.э. в Западной Аравии в процессе формирования арабского классового государства. Ислам подвергался влиянию христианства и иудаизма, и частично манихеизма и зороастризма. Мусульманин должен соблюдать "пять столпов веры". Первый из них - произнесение символа веры: "нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад - пророк его". Мусульмане так же должны совершать ежедневные молитвы, держать пост, подавать милостыню (закот) и совершать паломничество в Мекку (хадж). Другие религиозные церемонии и ритуалы ислама, мусульманские праздники (Kурбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлюд) так же, как "столпы веры", имеют большое значение для укрепления влияния религии на верующих. Современное мусульманское сообщество насчитывает приблизительно 860 миллионов членов в более, чем 120 странах. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, в 18 странах последователи ислама являются членами влиятельных меньшинств. В 28 странах ислам - государственная религия, среди них такие государства, как Алжир, Египет, Ирак, Иран, Марокко, Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан и другие. В России мусульмане в основном проживают в Татарстане, Башкирии и на Кавказе. Мусульмане есть также в Грузии и Армении.

С момента возникновения, ислам, подобно другим религиям, претерпевал изменения. Разделение ислама на два течения: суннизм и шиизм, способствовало идеологическому развитию религии. За исключением азербайджанцев, малых групп персов и курдов, живущих в Туркмении и в Бухарской области Узбекистана, все мусульмане СНГ - сунниты.

Шииты живут в Горно-Бадашханской автономной области Таджикистана, сектанты, называемые исмаилитами. Группы последователей различных мистических и аскетических мусульманских учений суфизма (мюридизма) активны в Чечне, Ингушетии и в некоторых районах Дагестана и Казахстана.

Деятельностью мусульманских общин в Центральной Азии управляет Духовное Управление Мусульман, находящееся в Ташкенте.

Президиум Администрации назначает своих представителей, имеющих степень Кази в областях, регионах республики. Для поддержания тесных отношений с мусульманскими общинами, Администрация и ее представители управляют ритуальными услугами мечетей, а также управляют процессом обучения и популяризации религии. Администрация разрабатывает предписания, рекомендации по самым важным аспектами религиозной жизни.

Предписания публикуются и предоставляются вниманию конгрегаций в мечетях. Повседневными делами общин, типа хранения активов, содержание помещений, просьбы, расходование финансов занимается выборный орган, называемый "мутавиллиат", включение членов конгрегации. В Бухаре функционирует медресе "Мири-араб", где готовят духовенство. Также в медресе "Мири-араб" имеется школа, где обучаются группы шиитов. Медресе открываются и в других городах Узбекистана. В Ташкенте работает исламский институт им. Аль-Бухари.

Суфизм

Суфизм - это религиозное и философское мусульманское учение, развившееся в арабских странах в 8 в. Причиной для развития суфизма послужило состояние социальных условий в мусульманских странах. Суфизм содержит элементы Нового Учения Платона (Платонической любви), иудаизма, христианства, зороастризма и особенно буддизма. Главным образом суфизм проповедует аскетизм, пантеизм и мистицизм. Согласно суфизму, есть 4 стадии, ведущие к совершенствованию. Первый шаг - Шариат, мусульманский закон, который требует неоспоримого согласия с этим. Второй шаг, названный "тарикат", требует полного повиновения учеников их учителям и укрепления силы воли, отклоняя материальное благосостояние. За этим шагом следует третий шаг, "марифат", который может быть достигнут, когда человек должен руководствоваться сердцем и душой, не интеллектом, осознать, что единство вселенной находится в Боге, что Мир - эманация Бога и что значения совершенства и зла являются относительными, отнюдь не абсолютными. Четвертый шаг, названный "хакикат" (правда) может быть достигнут только после освоения предыдущих трех. "Достижение, знание правды" означает "конец суфия как личности ", его приближение к Богу, слияние с Богом в одно целое, что дает вечное бытие. Суфии должны делать специальные медитативные упражнения, чтобы достигнуть этих целей.

Суфизм получил распространение в странах Ближнего Востока, северной Индии, Индонезии, на юго-западе Китая. В Мавераннахре, особенно на территории Узбекистана, суфизм широко практиковался в периоды феодальных войн во второй половине 9 - нач. 10 столетия. Первым суфийским наставником в Мавераннахре был Юсуф Хамадани (12 в.). Позже появились такие почитаемые суфии, как Абдулхалик Джиждаваний и Ахмад Яссавий.

В 13-14 вв. Бохоутдином Накшбанди был основан суфийский орден "Накшбандия". В Узбекистане хорошо сохранились некоторые памятники святым суфиям. Мусульмане-суфисты совершают паломничества в эти места.

Буддизм

Когда император Kaнишка пришел к власти в 78 г., в Центральной Азии была принята новая система хронологии взамен хронологии эры Селевкидов.

В период правления Kушан, различные религиозные системы были широко распространены в Центральной Азии. Это были местный культ Митры и Анахит, зороастрийский пантеон (Oрмузд, Веретзанга и т.д.), греческий пантеон (Юпитер, Гелиос, Ceлен и т.д.), культ местных героев (Сиявуш в Хорезме и Согде). Последователи буддизма были высланы из Ирана во 2-3 вв. и нашли поддержку в Центральной Азии, где буддизм уже широко распространился. Согласно китайским хроникам, буддизм пришел в Китай в 147 г. из страны "большого юджи". Благодаря Кушанским миссионерам, буддизм был принят как официальная религия в суде китайского императора Хуан-Ди (147-167 гг.).

В результате археологических раскопок в Хорезме ("Базар-Kaла", "Гяур-Кала", "Гяз-Кала") и Согде (таранные-кости-барзу, замок "Зохак-и-Марон", "Eр-Курган" и другие) было установлено, что многие поселения и замки относились к Kушанскому периоду. Но наибольшее число следов культуры буддизма в Кушанский период было найдено в Toхаристане.

Архитектурные фрагменты, относящиеся к Кушанскому периоду, были найдены в "Старом Термезе". Некоторые памятники буддизма датируются периодом Великих Кушан.

Зороастризм

Зороастризм - распространенное религиозное верование на территории древнего Ирана и Центральной Азии в 7-6 тысячелетиях. до н.э.

Зороастр (или Зардушт, Заратустра) является пророком зороастризма. Зороастр жил приблизительно в 1-ой половине 6-тыc. до н.э. Он написал самую древнюю часть святой книги зороастризма "Авесты". Предполагается, что Зороастр начал проповедовать в Восточном Иране и Центральной Азии. Он выступал против поклонения руководителям племен, духовенству и старым богам. Согласно восточным легендам Зороастр жил и проповедовал в Бактрии, когда король Виштасп управлял там. Король был первый, кто принял зороастризм.

В следующих главах Авесты, Зороастр был описан, как легендарный борец, который не только использовал слова и чудеса, но также материальное оружие против злого духа.

Узбекистан и святые места зороастризма неотделимы: в Самарканде мы находим древнее поселение Афросиаб, названное именем героя "Авесты"; Бухара - один из самых древних узбекских городов. Он был основан на священном холме, воздвигнутом древними зороастрийцами на могиле святого Сиявуша. Ряд зароастрийских памятников находится на территории древнего Хорезма (ныне Хорезмская обл. Узбекистана и Каракалпакстан).

В течение столетий зороастризм претерпевал изменения, как по форме, так и по содержанию. В период правления Аршахидов и Саманидов в Центральной Азии зороастризм был официальной религией.

Самое древнее место в Бухаре - крепость Ковчега была построена не позже 1-тыс. до н.э. Существование крепости датируется временем правления Афросиаба и Сиявуша, легендарных героев упоминаемых в Авесте. Согласно легендам, Сиявуш был захоронен в крепости, около ее восточных ворот, месте, где бухарские зороастрийцы загадывают свои желания.

В Ташкенте, столице Узбекистана, Чиланзарский "Ак-Тепа" был центром культа зороастризма. Тайна зороастризма, имеющего историю в несколько тысячелетий - ключ к пониманию происхождения тайн нашего края.

Христианство

В Центральной Азии христианство появилось прежде всего в южных областях, которые входили в состав Парфянской державы. Документально установлено существование христианских общин во II в. н.э. Конец III в. для христианского населения Сасанидской державы являлся весьма благоприятным периодом.

Письменные и археологические памятники свидетельствуют о значительной роли христианства в среднеазиатском обществе, но христианские памятники изучены сравнительно хуже по сравнению с памятниками иных культов, хотя они хорошо известны. Это памятник христианства на городище Гуяр-кала, в Мерве (Мары, Туркменистан), церковь VIII в. с христианским кладбищем на городище Ак-Бешим, церковь Св. Иоанна в Самарканде (ХIII-ХIV вв.), известно существование христианской церкви в Таласе, а в середине VI в. Самарканде основывается епископия.

О распространении христианства в Центральной Азии сообщают арабоязычные ученые Ат-Табари, Ибн-Хуакаль, Аль-Беруни, а также европейские дипломаты, купцы, монахи. Их свидетельства, а также первые христианские археологические находки - несторианских памятников в Семиречье - надолго определили взгляд на христианство Центральной Азии, как христианство непременно несторианского толка.

К моменту завоевания Центральной Азии арабами на территории Центральной Азии существовали целые христианские селения. Однако арабское завоевание прекратило здесь активную деятельность христианских адептов. Церкви уничтожаются или превращаются в мечети, например, в Таласе, Бухаре и др. и только в кочевой среде продолжают широко культивироваться христианские идеи.

Манихейство

В пору раннего средневековья в Центральной Азии возникла еще одна религия - манихейство, которое сыграло значительную роль в истории центральноазиатской идеологической жизни. Основатель религии Мани родился в 216 г. в Вавилоне и умер в 276-277 гг. - во время гонений. Учение Мани включало и соединило в себе многие важнейшие элементы зороастризма, с одной стороны, и раннехристианского гностицизма - с другой, а также в некоторой степени и буддизма. В своей религиозной пропаганде манихеи использовали искусство, в частности, живопись - их религиозные книги были великолепно иллюстрированы, а сам Мани считался великим художником.

Иудаизм

Иудаизм в Центральной Азии распространялся в основном в еврейской среде. Главные догматы сводились к монотеизму, мессианству и признанию святости Ветхого завета и Талмуда. Представители иудаизма появились в Центральной Азии, вероятно, рано, возможно, со времен походов Александра Македонского. Но в материльной культуре памятники иудаизма пока еще не опознаны. Арабоязычные авторы говорят о наличии иудейских общин в Центральной Азии до арабского завоевания, сохранившихся вплоть до нашего времени и особенно компактно проживающих в Бухаре.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

The Muslim religion in Uzbekistan.

Islam, which means in Arabic "devotion to Allah, obedience, is one of three world religions, along with Christianity and Buddhism. Islam arose in the early 7. AD in western Arabia in the formation of the Arab States of the class. Was subjected to the influence of Christianity, Islam and Judaism, and part of Manichaeism and Zoroastrianism. A Muslim must observe the five pillars of faith. " The first of them - recitation of the creed: "There is no God but Allah, and Muhammad - his prophet." Muslims also must perform daily prayers, keep fast, give alms (zakot) and make the pilgrimage to Mecca (hajj). Other religious ceremonies and rituals of Islam, Muslim holidays (Kurban Bairam, Eid, Mavlyuda) as well as the "pillars of faith" are of great importance for strengthening the influence of religion on believers. Contemporary Muslim community has approximately 860 million members in more than 120 countries. In 35 countries of the Muslim majority population in 18 countries, the followers of Islam are members of influential minorities. In 28 countries of Islam - the religion of the state, including states such as Algeria, Egypt, Iraq, Iran, Morocco, Yemen, Saudi Arabia, Pakistan and others. In Russia, Muslims mostly live in Tatarstan, Bashkortostan and the Caucasus. Muslims are also in Georgia and Armenia.

Since our inception, Islam, like other religions, has changed. The division of Islam into two currents: Sunni Islam and Shiism, contributed to the ideological development of religion. Except for the Azerbaijanis, small groups of Persians and Kurds living in Turkmenistan and in the Bukhara region, Uzbekistan, CIS all Muslims - Sunni.

Shiites live in the Gorno-Badashhanskoy autonomous region of Tajikistan, cultists, called the Ishmaelites. Groups of followers of the mystical and ascetic teachings of the Muslim Sufi (Muridism) are active in Chechnya, Ingushetia and in some parts of Dagestan and Kazakhstan.

The activities of Muslim communities in Central Asia operates Spiritual Board of Muslims, located in Tashkent.

Bureau of Administration shall appoint their representatives, having a degree Qazi in areas across the republic. To maintain close relations with Muslim communities, the Administration and its representatives control the ritual services of mosques, as well as control the learning process and promote religion. The Administration is developing regulations, recommendations on the most important aspects of religious life.

Requirements are published and made available to the attention of congregations in the mosques. Daily affairs of communities, such as storage of assets, maintenance, requests, expenditure of Finance is engaged in an elected body, called "mutavilliat, the inclusion of members of the congregation. In Bukhara functioning madrassas "Miri-Arab, where the train clergy. Also in the madrassas "Miri-Arab" there is a school where the study of Shiites. Madrasah opened in other cities of Uzbekistan. In Tashkent Islamic Institute, is working. Al-Bukhari.

Sufism

Sufism - a Muslim religious and philosophical doctrine that developed in the Arab countries in 8. The reason for the development of Sufism was the state of social conditions in Muslim countries. Sufism contains elements of the new doctrine of Plato (platonic love), Judaism, Christianity, Zoroastrianism and Buddhism in particular. Mainly Sufism preaches asceticism, pantheism and mysticism. According to Sufism, there are 4 stages, leading to improvement. The first step - the Sharia, Islamic law, which requires a conclusive agreement on this. The second step, called "tariqah" requires full obedience to the students and their teachers to strengthen willpower, declining living standards. This step should be the third step, "marifat, which can be achieved when people should be guided by the heart and soul, not the intellect, to realize that the unity of the universe is in God that the world - an emanation of God, and that the values of excellence, and evil are relative, not absolute. The fourth step, called "Haqiqat" (the truth) can be achieved only after mastering the previous three. "Achievement, the knowledge of the truth" means "the end of the Sufi as a personality, his approach to God, union with God in a unit that gives eternal existence. Sufis have to make special meditative exercises to achieve these goals.

Sufism became widespread in the Middle East, northern India, Indonesia, south-west China. In Maurya, especially in the territory of Uzbekistan, Sufism is widely practiced during the feudal wars in the second half of 9 - beg. 10 century. The first Sufi teacher in Mavarannagr was Yusuf Hamadani (12 in).. Later came such revered Sufis as Abdulkhalikov Dzhizhdavany and Ahmad Yassaviy.

In the 13-14 centuries. Bohoutdinom Naqshbandi Sufi order was founded "Naqshbandiya." In Uzbekistan, the well-preserved monuments of saints, some Sufis. Muslim Sufis make pilgrimages to these places.

Buddhism

When Emperor Kanishka came to power in 78 g., in Central Asia, adopted a new system to replace the chronology of the Seleucid era history.

During the reign of Kushan, the various religious systems were widely distributed in Central Asia. It was a local cult of Mithra and Anahita, the Zoroastrian pantheon (Ormuzd, Veretzanga, etc.), the Greek pantheon (Jupiter, Helios, Celen, etc.), the cult of local heroes (Siyavush in Khorezm and Sogdiana). The followers of Buddhism have been expelled from Iran in 2.3 cc. and found support in Central Asia, where Buddhism had already spread widely. According to Chinese chronicles, Buddhism came to China in 147, out of the country's "big Yuji." Thanks Kushan missionaries, Buddhism was adopted as the official religion in the court of the Chinese emperor Huang Di (147-167 gg.).

As a result of archeological excavations in Khorezm ( "Bazar-Kala", "Gyaur-Kala", "Gyaz-Kala") and Sogdiana (Tara-bone-Barzu, castle "Zohak-and-Maron", "Er-Kurgan" and other ) it was found that many of the settlements and castles belonged to Kushanskomu period. But the greatest number of traces of a culture of Buddhism in the Kushan period was found in Toharistane.

Architectural fragments, relating to the Kushan period, were found in the "Old Termez. Some Buddhist monuments date from the period of Great Kushan.

Zoroastrianism

Zoroastrianism - a common religious belief in ancient Iran and Central Asia in the 7-6 millenniums. BC

Zoroaster (or Zardusht, Zoroaster) was a prophet of Zoroastrianism. Zoroaster lived roughly in the 1st half of the 6-kyr. BC He wrote the most ancient part of the holy book of Zoroastrianism, the Avesta. It is assumed that Zoroaster began preaching in eastern Iran and Central Asia. He opposed the worship of tribal leaders, clergy and the old gods. According to oriental legends Zoroaster lived and preached in Bactria, where the king Vishtaspa drove there. King was the first who took Zoroastrianism.

In the following chapters of the Avesta, Zoroaster was described as a legendary fighter who not only used the words and miracles, but also material weapon against the evil spirit.

Uzbekistan and the holy places of Zoroastrianism are inseparable: in Samarkand, we find the ancient settlement Afrosiab, named after the hero of "Avesta", Bukhara - one of the most ancient Uzbek cities. It was founded on the sacred hill, erected at the tomb of the ancient Zoroastrian holy Siyavusha. Several zaroastriyskih monuments located on the territory of ancient Khorezm (now the Khorezm region. Uzbekistan and Karakalpakstan).

For centuries, Zoroastrianism has changed, both in form and content. During the reign Arshahidov and Samanids in Central Asia, Zoroastrianism was the official religion.

The oldest place in Bukhara - the fortress of the Ark was built no later than 1-thousand. BC The existence of the fortress dates from the time of the Board Afrosiaba and Siyavusha, legendary heroes mentioned in the Avesta. According to legend, Siyavush was buried in the fort, near the eastern gate, the place where Zoroastrians Bukhara guess their wishes.

In Tashkent, the capital of Uzbekistan, Chilanzar Ak-Tepa "was the center of the cult of Zoroastrianism. Mystery of Zoroastrianism, which has a history of several millennia - the key to understanding the origin of the mysteries of our land.

Christianity

In Central Asia, Christianity has appeared primarily in the southern areas, which were part of the Parthian power. Documented the existence of Christian communities in the II. AD End of III century. for the Christian population of the Sasanian Power was a very favorable period.

Written and archaeological sites suggest a significant role of Christianity in the Central Asian society, but the Christian monuments studied comparatively worse than other monuments of worship, although they are well known. This is a monument of Christianity in the ancient city Guyar-kala in Merv (Mary, Turkmenistan), VIII in the church. with the Christian cemetery on the site of Ak-Beshim, the Church of St. John in Samarkand (XIII-XIV centuries.), is known the existence of the Christian church in Talas, and in the middle of VI. Samarkand based bishop.

On the propagation of Christianity in Central Asia, reported Arabic-speaking scholars Al-Tabari, Ibn Huakal, Al-Beruni, as well as European diplomats, merchants, monks. Their testimony, as well as the first Christian archeological finds - Nestorian monuments in the Seven Rivers - long identified a look at Christianity in Central Asia, as surely Nestorian Christianity.

By the time of the conquest of Central Asia by the Arabs in the territory of Central Asia there were entire Christian villages. However, the Arab conquest stopped here active Christian disciples. Churches destroyed or converted into mosques, for example, in Talas, Bukhara, and others, and only in a nomadic environment continues to widely cultivated Christian ideas.

Manichaeism

At the time of the early Middle Ages in Central Asia dates back to one religion - Manichaeism, which played a significant role in the history of Central Asian ideological life. Founder of the religion of Mani was born in 216 and died in Babylon in 276-277 years. - During the persecutions. Mani has included teaching and combined in itself the most critical elements of Zoroastrianism, on the one hand, and early Christian Gnosticism - the other, and to some extent, and Buddhism. In his religious propaganda Manichees use art, particularly paintings - their religious books were beautifully illustrated, and the Mani was considered a great artist.

Judaism

Judaism in Central Asia was distributed mainly in the Jewish milieu. The main tenets were reduced to monotheism, messianism and the recognition of the sanctity of the Old Testament and the Talmud. Representatives of Judaism emerged in Central Asia, probably sooner, perhaps, since the campaigns of Alexander of Macedon. But materially culture monuments of Judaism has not yet been identified. Arabic speaking authors indicate the presence of Jewish communities in Central Asia to the Arab conquest, surviving up to this time, and especially the compact living in Bukhara.

Категория: НОВОСТИ | Просмотров: 2920 | Добавил: admin | Теги: буддизм, ислам, Зороастризм, религия, христианство, Суфизм, иудаизм, Манихейство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Трин  
0
Не плохая статейка, могу порекомендовать интересную литературу для скачивания здесь, мне очень понравилось:

http://nav.uz/literature/science_and_education/


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]