2005 © Ассоциация по исследованию еврейских общин, Иерусалим Электронная Еврейская Энциклопедия. Узбекистан.
УЗБЕКИСТАН, государство в Центральной Азии. Первые достоверные сведения о евреях на территории современного Узбекистана относятся к 8–10 вв., в то время они жили в находящемся в нижнем течении Аму-Дарьи Хорезмском оазисе, в частности, в столице Хорезма, городе Кят (близ современного города Беруни). В 10 в. в Ферганской долине упоминается населенный пункт Яхудлык (это название можно перевести как «место, обильно населенное евреями»). К середине 12 в. относится сообщение об исчезновении еврейской общины в городе Джаид. В «Книге путешествий» Биньямина из Туделы (вторая половина 12 в.) содержится известие о еврейской общине Самарканда, возглавляемой выборным руководителем — наси. Не позднее первой половины 13 в. евреи появились в Бухаре, а в начале 14 в. им было разрешено селиться в Ургенче (при условии, что численность общины не будет превышать 100 семей; такое же ограничение действовало и в отношении христиан). В 1339 г. Шломо бен Шмуэль составил в Ургенче словарь библейского иврита с комментариями на еврейско-персидском языке — «Сефер ха-мелица».
В 16–18 вв. еврейское население Бухарского, Кокандского и Хивинского ханств (они занимали почти всю территорию современного Узбекистана) утратило вследствие политических пертурбаций в регионе контакт с единоверцами в Иране и Афганистане. Его основным центром стал город Бухара, где на рубеже 16–17 вв. возник еврейский квартал (евреям было запрещено селиться за его пределами), во второй половине 18 в. – первой половине 19 в. — еще два. К середине 19 в. евреи жили также в Самарканде (в этом городе еврейский квартал появился в 1843 г.), Карши, Каттакургане, Китабе, Коканде, Маргилане, Ташкенте, Хиве, Шахрисабзе, Хатырчи. В 1840–50-х гг. в Бухарском ханстве поселились евреи, бежавшие из Мешхеда после их насильственного обращения в ислам в 1839 г.
До середины 1860-х гг. все евреи, жившие на территории современного Узбекистана, имели статус зимми; нередки были (особенно в 18 в. – первой половине 19 в.) случаи их насильственного обращения в ислам, что вело к появлению многочисленных чала (в Бухаре они составляли до 13% еврейского населения, общая численность которого превышала 11 тысяч человек, а в Самарканде имели особый ряд на городском рынке). Евреи Бухарского ханства занимались преимущественно крашением тканей и шелкоткачеством, как правило, сами продавали продукты своего труда, однако в коммерцию как таковую включались редко. Лишь на рубеже 18–19 вв. они начали финансировать деятельность мусульманских купеческих фирм, поддерживавших деловые связи с Россией, а с середины 1820-х гг. стали самостоятельно торговать с ней (российские власти в 1833 г. разрешили им вступать в купеческие гильдии в губерниях, находившихся за пределами черты оседлости, в 1842 г. допустили бухарских евреев на меновые дворы Оренбурга и Троицка, в 1844 г. — на Нижегородскую ярмарку).
Во главе еврейских общин Бухарского ханства стояли калонтары — светские руководители, избиравшиеся пожизненно (формально — всеми взрослыми мужчинами, фактически — нотаблями; результаты выборов утверждались властями, которые могли также сместить калонтара) и представлявшие евреев перед правителем (эмиром). Основной судебной инстанцией общины был бет-дин; торговые, бытовые и мелкие уголовные дела, приговоры по которым можно было вынести без обращения к Галахе, рассматривали калонтары. В Бухаре избирались также ассакалы (от узбекского `аксакал` — `белобородый`, то есть `старец`) — главы двух основных еврейских кварталов (так называемой старой и новой махаллы), считавшиеся помощниками калонтара. Должностные лица не получали постоянного жалования, однако за разрешение тяжб калонтару полагалось вознаграждение. Одной из главных его обязанностей был сбор подушной подати — джизьи (ее платили только зимми); в Бухаре под руководством калонтара действовали 12 калонтарони джизья, занимавшиеся оценкой имущества и доходов еврейских семей и распределявшие их в соответствии с этой оценкой по трем фискальным разрядам (плательщики первого разряда вносили по 48 таньга в год, второго — по 24, третьего — по 12). Всеми духовными делами евреев Бухары ведал муллои калон (главный раввин); под его эгидой находились семь синагог города, хомло (начальное религиозное учебное заведение для мальчиков до 13 лет) и иешива; он возглавлял бет-дин и следил за соблюдением кашрута. Калонтар Бухары считался светским главой всех евреев ханства, а муллои калон — их духовным руководителем.
Культурная и религиозная жизнь евреев на территории современного Узбекистана в 16–18 вв. находилась в состоянии упадка; ее возрождение было связано с деятельностью раввина Иосефа Мамона Магриби, уроженца Марокко, прибывшего в Бухару из Цфата в 1793 г. Благодаря его усилиям в Бухаре открылась иешива, ставшая духовным центром бухарских евреев; среднеазиатская (хорасанская) литургия, которой они следовали до раввина Иосефа, уступила место сефардской (см. Сефарды).
В 1860-х гг. на территорию современного Узбекистана вторглись русские войска. В 1865 г. они захватили Ташкент, в 1868 г. — Самарканд и Каттакурган, в 1873 г. — Хиву, в 1876 г. — Коканд и Маргилан. Бухарское и Хивинское ханства, лишившиеся значительной части принадлежавших им земель, которые вошли в состав образованного в 1867 г. Туркестанского генерал-губернаторства (с 1886 г. — Туркестанский край), стали российскими протекторатами (соответственно в 1868 г. и 1873 г.), Кокандское ханство было ликвидировано (1876). Поскольку еврейское население региона положительно отнеслось к его переходу под контроль России, а в Самарканде даже помогло русским частям отразить контрнаступление бухарской армии и мусульманских повстанцев, новые власти первоначально рассматривали евреев как единственную лояльную к ним группу местных жителей. В городах, оказавшихся в пределах Туркестанского генерал-губернаторства, — Самарканде, Каттакургане, Ташкенте, Маргилане — евреи были уравнены в правах с мусульманами и освобождены от уплаты джизьи; чала обрели возможность вернуться к иудаизму. Российская администрация сохранила в неприкосновенности систему еврейского самоуправления и лишь ввела в каждой общине должность казенного раввина.
В Бухарском и Хивинском ханствах евреи оставались на положении зимми; бухарский эмир взыскал с них почти треть контрибуции, которую он должен был выплатить России. Поскольку по российско-бухарским договорам 1868 и 1873 гг. евреи, остававшиеся подданными Бухарского ханства, имели право беспрепятственно приезжать в Россию, вести на ее территории торговлю и приобретать недвижимость, а в 1866 г. еврейским коммерсантам из Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств, зачисленным в купеческие гильдии, было предоставлено право принимать российское подданство (в 1873 г. власти подтвердили это установление), началось массовое переселение бухарских евреев в Туркестанский край. В Самарканде, где в 1873 г. насчитывалось лишь 168 еврейских домовладельцев, численность бухарско-еврейского населения уже к 1888–89 гг. достигла 3792 человек; в Ташкенте в 1865 г. проживало немногим более 100 бухарских евреев, в 1868 г. — около 200, в 1897 г. — свыше 1300; в Коканде в 1876 г. — шесть (по другим данным — 20), в 1888 г. — свыше тысячи (около 200 семей). Обеспокоенная быстрым ростом численности евреев, российская администрация уже в 1887–89 гг. разделила их на две категории — «туземных» (тех, кто мог доказать, что он сам или его предки жили в городах, вошедших в состав Туркестанского края до его завоевания Россией) и прочих; последних (за исключением купцов, получивших российское подданство в соответствии с установлениями от 1866 и 1872 гг.) стали считать «иностранцами» и, соответственно, лишили всяких прав. В 1892 г. генерал-губернатор Туркестана издал секретный циркуляр, резко ограничивший доступ бухарских евреев (включая чала) на территорию этого края, а в 1900 г., в соответствии с резолюцией Николая II от 20 ноября 1898 г., все «иностранные» евреи получили предписание покинуть пределы России к 1 января 1906 г. (из городов современного Узбекистана им разрешили остаться лишь в Каттакургане). В дальнейшем изгнание было отсрочено до 1909 г., а к списку городов, где «иностранные» евреи имели право жительства, прибавились (во многом благодаря усилиям духовного главы бухарско-еврейской общины Туркестана раввина Шломо Тажера) Самарканд, Коканд и Маргилан; из остальных мест (в частности, из Ташкента) их начали выселять в 1910 г. Тогда же комиссия фон Палена, изучавшая положение в Туркестанском крае, рекомендовала ввести новые антиеврейские ограничения, а генерал-губернатор А. Самсонов публично обвинил евреев в том, что они «грабят народ» и «подделывают документы». Изгнания евреев и армян (успешно конкурировавших с мусульманскими коммерсантами и промышленниками) требовали и исламские реформисты — джадиды.
...
Читать дальше »