Понятие единства Жизни и Смерти в Православии Сестра АННА, слушательница духовного епархиального училища Что есть жизнь и смерть, как связаны они между собой в понятии верующего, православного человека? Вопрос этот всегда волновал и волнует умы людей, вечно ищущих разгадку тайны Бытия. Что суждено нам за чертой жизни? Что такое смерть? Воспользуемся для определения этих понятий простым примером, подсказанным нам самой природой. Попираемый всеми, ползет по земле червь. Он беззащитен, слаб, и жизнь его проходит во мраке. С наступлением холодов червь прячется, забивается под землю, где превращается в куколку, неподвижную и безучастную ко всему. Когда же землю вновь пригреет солнце, из этого кокона, разорвав оковы, вылетает яркий, трепещущий небесный цветок - бабочка... Этот пример как нельзя лучше характеризует путь, предначертанный нам Богом. С бессмертной душой приходит человек в этот мир. Земная же жизнь дается нам для того, чтобы стяжать себе Царство Небесное, цель ее - наше Спасение. Согласно православному учению, при Крещении мы обретаем Образ Божий в себе, цель же нашей земной жизни - уподобление Ему, ибо Господь Бог создал нас, людей, не только по Образу, но и по Подобию Своему... Примером достойной земной жизни для православных служат жития, то есть жизнеописания многочисленных святых, преподобных, т. е. "уподобившихся" Богу. Согласно святотеческой традиции, жизнь человека делится на три части. Первая часть есть собственно земная жизнь, жизнь, как мы ее привыкли понимать. Все, что сделали мы в этой жизни, как плохое, так и хорошее, все деяния наши зачтутся нам в жизни грядущей, вечной. Второй этап начинается нашей смертью и заканчивается Вторым Страшным Пришествием Христовым, которое, в свою очередь, знаменует собой начало Страшного Суда, где каждый из нас получит по заслугам своим и будет обречен либо на вечные муки, либо на вечное блаженство. Смерть пугает нас. Страх перед смертью заложен в человеческой природе, ибо за ее порогом нас ждет неизвестность. Однако человек в процессе земной жизни деяниями своими определяет свое будущее. Православная Церковь учит, что во время кончины бессмертная душа человека оставляет тело, свое временное жилище", и далее, ее ожидает частный суд, где после прохождения т. н. "мытарств" душе определяется ее место до Второго Пришествия. Во время Второго Пришествия произойдет воскресение тел умерших и воссоединение их с бессмертными душами, после чего и начнется Страшный Суд, который определит место каждому согласно тому, что стяжал себе в земной жизни человек. Таким образом, согласно учению Православной Церкви, жизнь и смерть человека есть одно целое и понимать их надо как последовательные вехи одного большого пути нашей бессмертной души в ее движении к Богу.
Источник: http://www.requiem.ru/life-and-death/doc36/ |