Приветствую Вас Гость | RSS

НИ ДАВНОСТИ, НИ ЗАБВЕНИЯ

Среда, 17-10-2018, 18:10:12
Главная » 2006 » Ноябрь » 20
20-11-2006, 21:27:56
Восточно-Согдийская археологическая экспедиция Академий наук Украины и Узбекистана, занимаясь раскопками раннесредневекового христианского монастыря в Ургутском районе Самаркандской области, открыла новый эпиграфический памятник - надписи монахов Церкви Востока на согдийском языке с использованием арамейской графики. В мире таких древних надписей на каменных сводах пещер единицы. Теперь их стало на два десятка больше. Старший научный сотрудник Академии Наук Украины, начальник экспедиции Алексей Савченко рассказывает нам о значимости этого научного открытия.

23 июня 2006 г., пятница, SMS –сообщения:

Сергей Ровенский - Алексею Савченко 10:35 "Мы нашли пещеру, здесь на стенах много надписей на каком-то древнем языке, даже иероглифы. Пещера маленькая, но ясно, что здесь давно кто-то жил".

Алексей Савченко - Сергею Ровенскому 10:39 "Этого не может быть. Попробуйте снять надписи телефонами и спускайтесь в лагерь".

- Я не поверил, - вспоминает Алексей. - Подумал, что он ошибся. Там могли быть просто какие-то закорючки, которые он принял за арамейскую графику. И я увидел их: большая часть выцарапана на стенах, некоторые, например, китайские иероглифы, начертаны краской. Да, это были именно те надписи, которые я искал одиннадцать лет.

Алексей Савченко – Геннадию Иванову 12:18 "Приказ по экспедиции. Освободить двух человек для приготовления тандыр-гушта из целого козленка. Ст. науч. сотруд. Иванова командировать за водкой, вином и пивом. Кто сегодня останется трезвым, будет уволен :))). А.Савченко".

- Почему там, в пещере, я ничего не почувствовал? Очень устал, осилив тяжелый подъем на сто метров вертикально вверх. Довольно забавно, что монахи выискивали такие места.

- Так в этой пещере сидел анахорет?

- Да, там сидел отшельник. Видно, так ему хотелось. Мало ему было монастырских обязанностей, он решил проявить еще большее рвение и уединился. А может, это был кто-нибудь из праведников, впоследствии канонизированный. Он не выходил из пещеры, еду могли ему приносить. Внутренняя поверхность пещеры отполирована до зеркального блеска, вода туда не проникает. В пещеру можно попасть через небольшое отверстие, и только ногами вперед: если попытаться головой - упадешь вниз. Там небольшой иллюминатор, через который пробивается дневной свет. Отверстие смотрит на север, солнце в природную келью не заглядывает никогда, поэтому в ней не жарко. Келья размером с маленькую комнату, там можно вытянуться во весь рост и лежать.

- В Ургуте на каждом шагу можно набрести на какую-нибудь карстовую пещеру. Их там скопление.

- Но эта находка оказалась совершенно неожиданной. Мой друг, опытный альпинист Сергей Ровенский вместе с лаборантом экспедиции Михаилом Журавлевым поднялся в гору, случайно заглянул в одну из пещер, так и нашел. А мы с Ольгой (жена А.Савченко, архитектор экспедиции. - прим. авт.) обошли сотни пещер в двух ущельях, протопали в горах десятки километров. Эти изнурительные походы проходили на значительной высоте, целые дни мы были без пищи, без воды, заставляли себя раз за разом просматривать все пещеры. Но результата не было. А, оказывается, стоило только подняться вверх на пятьсот метров от нашего раскопа - и вот она, эта пещера.

- В чем сенсационность находки?

- В горной пещере были обнаружены христианские надписи на согдийском и сирийском языках, а одна надпись – с использованием китайских иероглифов, ее мог написать, например, паломник из Синьцзяна. Подобных надписей в мире почти нет, лишь один такой памятник известен с 1922 года, с информации о нем и начались мои поиски христианского монастыря в Ургуте.

Скалу с первыми надписями в тысяча девятьсот двадцать втором году случайно нашли студенты Туркестанского университета из Ташкента, которые были в Ургуте на этнографической практике. Ребята, увидев надписи в одной из пещер, подозвали своего руководителя - библиографа Бурова, работавшего в библиотеке. Буров рассмотрел письмена и смог хотя бы определить шрифт, так как он окончил классическую гимназию. Студенты решили сделать с надписей восковые оттиски, которые и привезли в Ташкентскую библиотеку.

Спустя время в Ташкент приехал В.В.Бартольд, будущий академик из Петрограда, который, увидев восковые оттиски надписей, отметил в отчете "О командировке в Средней Азии", что "...в районе Ургута найдены сирийские надписи...". После этого все стали думать, что В.Бартольд их и нашел, однако он в Ургуте ни разу не был, а надписи, я повторю, открыли студенты. Мной эти письмена были впервые опубликованы только в 1996 году. Тогда же я узнал, что в 1955 году ученики школы №2 Ургутского района пошли с пионервожатым в поход в горы, нашли там пещеру, в которой увидели какие-то надписи, книги и чьи-то кости. Собрав все, они послали их в Ташкент к ученому Парфенову, открывшему когда-то Тешик-Таш. Парфенов ответил им через районную газету "Юный ленинец", где в простых, понятных детям словах описал, что именно они нашли. Разъяснил, что обнаруженные книжки не так важны, это какой-то мулла спрятал от большевиков в пещере Кораны. Что и у костей нет археологической значимости. А вот надписи несли большую ценность: среди них были арамейские, новоарамейские, или сирийские, которые являлись литургическими языками Церкви Востока, где в быту между собой говорили по-согдийски.

Из участников того пионерского похода сегодня в живых остался Джаббор Рашидов. Ему около семидесяти лет, живет в Ургуте. В прошлом году мы с ним поехали в горы, добрались до определенного места, где он сказал: "Вот тут!" и показал на гору. У него, как у всякого горца, очень цепкая зрительная память. Рашидов мог не помнить, что было вчера, но то, что произошло в пятьдесят пятом году, он помнил великолепно, тем более что та находка была для него, мальчишки, потрясением: надписи, книги, кости...

Все в точности совпало. Поднявшись, мы действительно увидели большую пещеру, все своды которой были покрыты мумие. Когда мы расчистили слой, оказалось, что местные жители, добывая мумие, скалывали куски лечебного вещества вместе со слоем известняка. Так что там мы ничего не нашли. И я поставил крест на своих поисках пещеры и древних надписей.

- Найденный эпиграфический памятник - единственный в Центральной Азии?

- Да. В Киргизии наскальных христианских надписей нет, хотя там был монастырь, в Казахстане тоже нет. Их можно встретить только на Среднем и Ближнем Востоке, около монастырей северной Месопотамии. Но весь Северный Курдистан изучить невозможно: вертолет в горах не сможет сесть. А чтобы залезть в каждую пещеру, нужны тысячи людей. Так что такие находки можно сделать только случайно.

- Вы нашли христианский монастырь в Ургутских горах только два года назад, но шли к нему одиннадцать лет?

- Даже больше. Когда я был молод, в голову пришла "сумасшедшая идея": обнаружить археологический объект - христианский монастырь, который хотели найти три классика археологической науки - основоположник среднеазиатской археологии Вяткин, академики Бартольд и Массон. С юношеским нахальством я решил, что у меня это должно получиться. Сидел над книгами, прочитал массу источников, перерыл книжные фонды библиотек. А уж потом я объездил весь Ургутский район, вырыл много ям и шурфов. В итоге, на третий год я сказал себе: «Ну, вот и все. Надо смириться и понять, что найти монастырь не смогу». И через три дня место, где находится искомый мною объект, было найдено.

- Как это произошло?

- Местные жители строили там дорогу и бульдозером задели кусок тепа (возвышенности - прим. ред). То, что они увидели в его срезе, заставило их послать за нами мальчика, зная, что мы что-то ищем. Они остановили свою работу, чтобы не разрушить кусок. Прибыв на место, мы поняли: это то, что мы искали.

- Открытие монастыря было связано с мистикой? Хотя бы эта история с чинарой…

- Откуда вы об этом знаете?.. Есть в Ургуте местечко под названием Сулаймон-Тепе, но это не историческое название. Сулаймон - это простой человек, который после войны (Второй мировой - прим. автора) построил там дом, его помнят старожилы в кишлаке, а это место назвали Сулаймон-Тепе. Я пытался выяснить историческое название, но никто не помнил, как это дикое место называлось раньше.

О том, что это было действительно дикое место, где бродили дикие звери, свидетельствует коллекция кирпичей с отпечатками следов животных, которую мы собрали во время раскопок. Слепив кирпичи, перед тем, как засунуть в печь, их клали на солнце, чтобы они немного подсохли. А ночью тут появлялись звери и ходили по кирпичам. Свои следы оставили не просто волк, лисица, а снежный барс, дикобраз, медведь. Местечко начали осваивать только после войны: плодородная долина внизу уже была вся занята, и люди начали строить дома в горах.

И вот однажды один из аксакалов вечером накануне своего сто четвертого дня рождения прислал сына, чтобы сказать, что он вспомнил, как это место называлось в его детстве. В начале века оно называлось «Урус мачит» («Русская мечеть»). Это отголосок переосмысленного значения: если хри ... Читать дальше »

Category: НОВОСТИ | Reads: 1346 | Added by: batikot | Rating: 0.0 | Comments (0)

20-11-2006, 18:54:32
Появление надгробий, созданных для увековечения памяти людей, исторически связано с возникновением могильников, обособленных от поселении. Комплекс таких погребений относится к среднему каменному веку — мезолиту, который существовал около 10—5 тысяч лет до нашей эры.

Примечательно, что человек, создавая еще совсем примитивные каменные орудия труда, уже задумывался не только о хлебе насущном, о проблемах земного существования, но и о вопросах куда более возвышенных, продиктованных чувствами долга и любви к своим предкам, к тем, кто ушел из жизни. И это был очень важный момент в развитии цивилизации, в становлении человеческого самосознания.

Античные могильники обычно называют некрополем (в переводе с греческого — город мертвых), христианские и мусульманские — кладбищем, с захоронением пепла в урнах — колумбарием.

Внешний вид античных надгробий прямо зависел от сословной принадлежности умершего. Богатые, художественно оформленные архитектурные сооружения или произведения скульптуры устанавливались на могилах правителей, других высокопоставленных особ и их родственников. Как известно, первыми мемориальными памятниками были древнегреческие и древнеегипетские саркофаги, пирамиды, затем — гробницы, склепы, мавзолеи и пр., появившиеся у других народов.

Художественный облик надгробий изменялся вместе с развитием искусства, но сами мемориальные произведения всегда оставались частью культуры как древней, так и современной жизни. Например, по рельефам, высеченным на стенах гробницы Тутанхамона, ученые, культурологи сегодня судят о характерных приметах и особенностях развития этой удивительной древней цивилизации,

Большой интерес представляют гробницы древнеегипетской столицы — города Фив. Где была резиденция фараона, стоял главный храм, и возвышались заупокойные царские святилища, в удаленных ущельях вырубались усыпальницы царей и цариц, а на склонах, обращенных к Нилу — гробницы знати. Многие из них являются настоящими сокровищницами произведений искусства.

Стенные росписи и доныне поражают великолепием красок, мастерством композиций, тонкой наблюдательностью древних художников, Отсюда происходят замечательные скульптуры, которыми гордятся музеи различных стран. А усыпальницы Ахетатона — более поздней древнеегипетской столицы — сохранили ценнейшие сведения о людях живших тридцать четыре века тому назад в ныне исчезнувшем городе. Мы можем по изображениям на стенах античных некрополей проследить весь жизненный путь их владельцев узнать об успехах и неудачах, вплоть до характеров и особенностей поведения.

Основным материалом для надгробий был и остается камень — самый крепкий и долговечный элемент природы. А одним из самых распространенных видов надгробного памятника — вертикально установленная плита – стела.

Хотя, как уже сказано, размеры и формы могильных сооружений были и по сей день остаются различными, Среди наиболее крупных по своим размерам особенно известны обелиски, часовни, мавзолеи. Хотя обелиски могут быть и невысокими.

Трудно сказать, где впервые стали устанавливаться на могилах плиты-стелы. В Древней Греции и Северном Причерноморье известны обширные античные некрополи с художественными надгробиями в виде вертикальных плит.

В средневековой Армении памятники подобной формы получили название хачкары, они отличаются богатым и замысловатым резным узором.

Между тем плиточные могилы считаются древним видом оформления погребений в Монголии и Забайкалье конца бронзового и начала железного веков (7—3 вв. до н. э.). Они известны своеобразными каменными ог¬радами (вероятно, это прообразы современных гранитных цоколей) и стелами с изображением галопирующих оленей (их называют оленными камнями).

На Руси надгробные плиты первоначально появились на могилах знати, царей, дворянства — в усыпальницах, в храмах и соборах. При захоронении внутри храма обычно устанавли¬вали как надгробные плиты, так и отдельные каменные гробницы.

Для хранения останков святых в христианской церкви ставились раки. Их делали в форме саркофага, сундука, иногда в виде архитектурного сооружения, украшали различными резными изображениями, драгоценными камнями. Располагалась рака, как правило, на возвышении под балдахином. Многие из них представляют собой произведения искусства, например, серебряная рака Сергия Радонеж¬ского в Троице-Сергиевой лавре (XVI век), рака Александра Невского в Петропавловском соборе (XVIII век).

Крест как символ христианской религии в качестве надгробия появился на Руси с момента ее крещения и по сей день нередко устанавливается на многих русских могилах. Раньше на деревенских погостах обязательно стояли деревянные кресты с перекладиной, позже появилась над ними пологая узкая крыша, тоже деревянная. Встречались и каменные кресты, но гораздо реже, в основном на городских кладбищах, отличавшихся более пышными надгробиями. До сих пор на Донском кладбище Москвы сохранились могилы с каменными крестами.

Распространенным видом надгробия в XVII и XVIII веках были лежащие на земле плиты из обтесанного камня. Они не имели полировки, отличались большой толщиной и резными украшениями. Кроме имени покойного, дат его рождения и смерти, обычно на плите сбоку высекали небольшую эпитафию или строки из Евангелия. Некоторые плиты имели форму гроба, по бокам и на крышке которого выполнялась красивая тонкая резьба. Такой каменный гроб зачастую стоял на резных нож¬ках причудливой формы.

Облик надгробий, имеющих художественную ценность, к XIX веку стал более изысканным, сложным. Над созданием шедевров мемориала трудились такие русские скульпторы прошлого века, как Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос. К этому времени на многих московских кладбищах сформировались некрополи, содержавшие большое количество художественных надгробий.

Всех, кто бывал на Ваганьковском кладбище, останавливает удивительная работа скульптора С.Т. Коненкова из белого мрамора, выполненная на могиле рано умершего собрата по цеху — юного воителя. Она содержит аллегорическое изображение двух лебедей, один из которых пытается поддержать крылом умирающего товарища.

Мастера некрополя стали чаще прибегать к метафоричности изображения, Если первоначально рельефные и скульптур¬ные группы представляли собой в основном плакальщиц, то с годами авторы памятников вводят более сложную символику.

Характерно, что портретная надгробная скульптура наибольшую популярность получила уже в наше время. Такого рода памятники часто можно встретить на Новодевичьем кладбище, где похоронены известные политики, ученые, артисты. Скульптура, выполненная в полный рост человека, воскрешающая его облик в момент деятельности, — отличительная особенность этих памятников.

С течением времени претерпевает изменения и типовое надгробие. В после октябрьский период на могилах чаще стали устанавливать обелиски, имеющие форму сужающегося кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой.

Обелиск — слово греческое, и соответственно, к нам он пришел из Древней Греции. Там была традиция высекать их из целого камня. Позже сооружения такой формы получили признание в Западной Европе, где часто служили памятниками военной славы. Изредка их возводили и в России, но в качестве надгробий стали широко применять только в советский период. Как известно, типовые крашеные обелиски из металла со звездочкой наверху в середине века были непременным атрибутом наших кладбищ. Нельзя сказать, чтобы эта традиция сегодня исчезла совсем.

Задумываясь над тем, каким будет надгробие родного человека, каждый из нас по-настоящему осознает величие гениальных пушкинских строк:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Category: НОВОСТИ | Reads: 1846 | Added by: admin | Rating: 0.0 | Comments (0)

20-11-2006, 18:19:36

Спустя почти 100 лет еврейская община Самарканда нашла и привела в порядок могилы своих единоверцев из числа австрийских солдат, попавших в плен в годы первой мировой войны и отправленных на окраину царской России.

Всё началось в прошлом году. Адвокат из Австрии Моше Эшет написал письмо главному раввину Центральной Азии Довиду Гуревичу и сообщил, что в американском журнале натолкнулся на снимок Михаила Винда, дедушки своей жены. Выяснилось, что тот воевал против царской России на стороне Австро-Венгрии, попал в плен, был депортирован в Среднюю Азию и умер в Самарканде. Кроме М. Винда, адвокат нашел еще семерых австрийских евреев-военнослужащих, чьи следы оборвались в Самарканде.

Раввин Гуревич с вниманием отнесся к письму австрийского адвоката и поручил лидеру ашкеназской общины Самарканда Иосифу Фурману взять это важное дело в свои руки и отыскать следы единоверцев, волей судьбы заброшенных в дальние края.

«Задача казалась невыполнимой, – рассказал Иосиф Михайлович. – Сколько воды утекло с тех пор, сколько властей сменилось! Мы даже не знали, на каком кладбище искать могилы – никаких документов не сохранилось».

Самаркандский исследователь Ринат Абдульманов установил, что в целом Россия гуманно относилась к пленным: «Их привлекали к работе в сельском хозяйстве, для помощи в тылу, в частных мастерских, на железных дорогах. Для пленных строили бараки, лагеря. Они могли заработать себе на жизнь, получали переводы от родственников и помощь от Красного Креста. Тем не менее пленные умирали от холода, голода и инфекций, свирепствовавших тогда в Средней Азии».

Полтора месяца понадобилось Иосифу Фурману и его товарищам, исследовавшим буквально каждый клочок еврейского кладбища, чтобы сделать поистине сенсационное открытие. Под толстым пластом земли был обнаружен край надгробной плиты. Плиту очистили от грязи, и на ней проявились звезда Давида и фамилия солдата на иврите и на немецком языке. Эта фамилия была из списка австрийского адвоката.

Иосиф Фурман и волонтеры продолжили поиски. Вскоре были откопаны остальные семь надгробий с фамилиями, указанными Моше Эшетом. Время смерти на найденных могильных камнях – 1915, 1916 и 1917 годы. Даты рождения не указаны, очевидно, ввиду отсутствия у военнопленных документов.

Раввин Гуревич выделил необходимые средства, и самаркандские евреи привели в порядок могилы своих единоверцев.

На этом, однако, история не закончилась. Самаркандцы нашли еще семь могил еврейских солдат Австро-Венгрии. Они также будут восстановлены с помощью рава Гуревича и фонда «Ор Авнер».

Ринат Абдульманов считает, что немало еврейских могил можно найти и на Братском (христианском) кладбище Самарканда. Ведь царская Россия вела перепись населения не по национальности подданных, а по их вероисповеданию.

В. Берман

http://www.lechaim.ru/ARHIV/165/VZR/07.htm

Category: НОВОСТИ | Reads: 1350 | Added by: admin | Rating: 0.0 | Comments (0)

20-11-2006, 04:01:41
© "Виртуальный Самарканд"

После почти годичного перерыва, электропоезд "Шарк" (Восток), официально именуемый, как "экспресс-поезд повышенной комфортности №10/9", снова начал курсировать между Ташентом и Бухарой, останавливаясь на ж/д вокзале в Самарканде на 20 минут. У экспресса намечено следующее расписание:

Выезд из Ташкента (ежедневно) -- в 08:45 утра
Прибытие в Самарканд -- в 11:40
Выезд из Самарканда в Бухару -- в 12:00
Прибытие в Бухару -- в 16:15
Выезд из Бухары (ежедневно) -- в 07:20 утра
Прибытие в Самарканд -- в 11:35
Выезд из Самарканда в Ташкент -- в 11:55
Прибытие в Ташкент -- в 14:50

У "бухарского" экспресса имеются вагоны 1-го и 2-го классов, оборудованные мягкими креслами, вагон-буфет. В пути следования пассажирам предоставляются напитки и легкий завтрак (включённый в стоимость билета). В каждом вагоне также установлены телевизоры для просмотра видеофильмов и музыкальных клипов.

В связи с введением нового комфортабельного поезда, обычный поезд "Ташкент-Бухара-Ташкент" своего расписания не изменил. Он продолжает отходить с Бухарского перрона в 18:45 и прибывать в Ташкент в 7 утра.

Напомним также, что, помимо нового экспресса и ежедневного обычного поезда, между Ташкентом и Самаркандом курсирует комфортабельный электропоезд "Регистон", отправляющийся из Ташкента ежедневно в 7 утра, кроме среды и четверга, а из Самарканда - ежедневно в 5 вечера, кроме вторника и среды.

Category: НОВОСТИ | Reads: 1634 | Added by: admin | Rating: 0.0 | Comments (0)